Дело в отношении руководителя фонда «Голос-Поволжье» Людмилы Кузьминой не прекращено, хотя по нему истекли сроки давности. Такое решение принял судья Самарского районного суда Николай Черняков.
Адвокат Кузьминой Вячеслав Толстов в самом начале заседания отметил, что срок давности по делу истек 28 марта. Ссылаясь сразу на четыре постановления Конституционного суда, он добавил, что в таких случаях нет разницы, доказана вина фигуранта дела или нет, — оно всё равно должно быть закрыто.
Следователь и прокурор признавали истечение срока давности, но выступали против прекращения дела. Они мотивировали это тем, что не установлены все его обстоятельства. В частности, допрошены не все свидетели (всего их около 70 – в основном это наблюдатели «Голоса»).
Правоохранительным органам парировала сама Кузьмина: «У следствия было много времени. Мне кажется, что в деле не настолько много материалов, которые вам нужно изучить». Правозащитница добавила, что налоговая уже опрашивала наблюдателей и фирмы, с которыми работал «Голос», и подготовила по итогам этих опросов справки.
Выслушав доводы адвокатов, СК и прокуратуры, судья Черняков поддержал сторону гособвинения. «После установления всех обстоятельств по уголовному делу следователь может принять решение о прекращении уголовного дела, в том числе по реабилитирующим основаниям, а не только ввиду истечения сроков давности привлечения к уголовной отвественности, что не является реабилитирующим основанием. Кроме того, сбор и проверка всех доказательств не исключают переквалификацию действий подозреваемого, что может повлечь изменение сроков давности», — говорится в постановлении суда (копия имеется в распоряжении «Новой в Поволжье»).
Кузьмина и Толстов заявили, что собираются обжаловать это решение.
Следственный комитет подозревает Кузьмину в уклонении от уплаты налогов на 2,2 миллиона рублей. У нее дома, в офисе «Голоса» и в квартире бывшего бухгалтера организации прошли обыски, у правозащитницы арестованы автомобиль и квартира, изъят загранпаспорт. Речь в уголовном деле идет о средствах, полученных самарской организацией от московского фонда в поддержку демократии «Голос». Налоговая посчитала доходом средства, перечисленные самарской организации по договору пожертвования.
Параллельно с уголовным процессом Кузьмина пытается оспорить включение «Голоса-Поволжье» в реестр «иностранных агентов» Минюста. Первые две инстанции согласились с министерством. Сейчас адвокаты Кузьминой готовят иск в ЕСПЧ.