Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе
Издательское сообщество выступило с открытым письмом к медиасообществу страны в поддержку Почты России. Подписи под ним поставили представители ИД «КоммерсантЪ», ИД «Sanoma Independent Media», ИД «Бурда», газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Собеседник», «Независимая газета», «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Литературная газета», «Экономическая газета», «Аргументы недели» и других изданий, а также Ассоциации распространителей печатной продукции, Союза издателей ГИПП, АРС-Пресс, Межрегионального агентства подписки и Агентства «Роспечать».
В письме отмечается, что на протяжении последнего года Почта России стала уделять повышенное внимание вопросам распространения периодических печатных изданий: «Решение государства об отмене субсидирования доставки периодических изданий подписчикам потребовало от Почты России установить увеличенный тариф на подписку, но, несмотря на это, в 2015 году Почта России сохранила стоимость доставки ежедневных газет на уровне 2014 года. При этом рост тарифов для остальных изданий на 2015 год не превысил уровня инфляции». Вы спросите, а как может быть иначе, если, как указано в том же открытом письме, Почта России является единственным предприятием в стране, которое доставляет газеты и журналы на всей территории Российской Федерации? А также оформляет подписку во всех 42 тыс. отделений почтовой связи и именно подписка для жителей удаленных уголков нашей Родины зачастую – единственный способ получения прессы. До сих пор через подписку и розницу в почтовых отделениях распространяется около 40% всех печатных СМИ России.
Однако ведь было иначе, причём, на протяжении многих лет! Почта России, как говорится, с упоением рубила сук, на котором она сидит: из-за постоянного взвинчивания цен на доставку газет по подписке многие читатели от неё отказывались. Соответственно, падали и тиражи изданий. Почтовики уже давно забирают себе половину стоимости подписки на газету или журнал. Получается, что их работа по доставке обходится столько же, сколько весь процесс выпуска газеты – от оплаты труда журналиста до стоимости бумаги и услуг типографии. И это при том, что Почта России получала многомиллиардные дотации из бюджета именно на подписку.
Сейчас она их не получает, даже несмотря на то, что ровно год назад президент Путин, отвечая на Медиафоруме независимых региональных и местных СМИ в Санкт-Петербурге на вопрос о катастрофическом положении с подпиской, дал поручение правительству разработать меры по поддержке региональных и муниципальных газет, пострадавших при повышении цен. И даже намекнул на возможность возвращения субсидий почте на доставку газет и журналов. «Может быть, это должно сопровождаться – не может быть, а по уму – определёнными дотациями», - сказал Владимир Путин.
Но этого не случилось, и журналистам, руководителям СМИ ничего не оставалось, как только продолжить отчаянную борьбу за себя и за своих читателей собственными силами. Как ни странно, кое-чего им всё-таки удалось добиться: Почта России повысила цену на доставку не ежедневных газет на 10% при официальном уровне инфляции в стране 14%. А также предоставляет некоторые льготы газетам, которые выходят тиражом 5 000 экземпляров и выше (первоначально они полагались изданиям с тиражом от 17 тысяч экземпляров).
Однако, почтовики никак не хотят избавляться от «родимых пятен капитализма» в его самой уродливой российской ипостаси. Всей подпиской по всей территории России по - прежнему занимается МАП (Межрегиональное агентство подписки). По мнению большинства руководителей провинциальных СМИ, это совершенно не нужный посредник между Почтой России и издателями. А по сути – эдакая «оффшорная зона», куда организаторы альянса Почта России - МАП беззастенчиво уводят деньги подписчиков. Но вместо того, чтобы, пользуясь своим авторитетом и влиянием в обществе, потребовать, наконец, проведения серьезного независимого аудита всей деятельности этих «близнецов-братьев», руководители ведущих СМИ России подписали открытое письмо в поддержку Почты России.
«Считаем необходимым развивать диалог между издательским сообществом, распространителями и Почтой России, совместными усилиями укреплять и развивать рынок периодических печатных изданий, бороться за возврат государственных субсидий на доставку подписных изданий», - этот пассаж, конечно, главный в послании.
Фото: http://www.smol.aif.ru