Известный правозащитник, глава общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев обратился к участникам Конгресса интеллигенции, в ряды которого входят, в том числе, известные деятели культуры, с призывом публично выступить в поддержку марша «Мира и свободы», намеченного на 19 апреля, и оказать общественное давление на московские власти с целью убедить их согласовать эту протестную акцию оппозиции.
Заявка на проведение 19 апреля марша «Мира и свободы» была подана в мэрию Москвы в понедельник, 6 апреля. Среди заявителей числятся Александр Рыклин, Ольга Романова, Георгий Сатаров и Тамара Эйдельман. Предполагаемая численность мероприятия — до 30 тыс. человек. Маршрут – по центру Москвы.
Ключевым отличием планируемой акции должно стать отсутствие каких-то требований к власти, заявил Александр Рыклин «Газете.Ru». «Мы апеллируем к общественному мнению, гражданскому обществу. Просить бессмысленно, мы хотим декларировать свои содержательные вещи».
По словам Рыклина, властям на согласование было предложено несколько маршрутов. Основной — шествие от Трубной площади до площади Революции, также возможно шествие по бульварам. Вариант переноса акции из центра на окраину, по мнению оппозиционного деятеля, недопустим хотя бы из-за логистики: «Представляете, что будет, если большому количеству людей придется в одно время собираться на одной станции метро?».
8 апреля столичная мэрия предложила оппозиции перенести акцию 19 апреля 2015 года в район Щукино. Об этом сообщил «Интерфакс» с ссылкой на главу департамента региональной безопасности Москвы Алексея Майорова. «Мы предлагаем им провести демонстрацию от метро «Октябрьское поле» до метро «Щукинская» и там провести митинг в определенное организаторами время и с указанной ими численностью», — приводит агентство его слова. В указанный период времени найти другую площадку будет сложно, сказал Майоров. Он пояснил, что в этот период проходит много мероприятий, в том числе культурных.
Как считает Лев Пономарев, отказ столичной власти согласовать марш 19 апреля может спровоцировать жесткий полицейский разгон участников несогласованной акции и грозит созданием нового дела о «массовых беспорядках».
Подробности ситуации Пономарев описывает в своем блоге на «Эхе Москвы»:
«Суть дела в том, что на 19 апреля 2015 г. уже давно анонсирована протестная массовая акция «Марш Мира и Свободы». Уведомление на данную акцию подано в срок. В уведомлении организаторы предложили три варианта маршрута для шествия и митинга. По всем трем маршрутам ранее проводились согласованные массовые акции — как протестные, так и в поддержку действующей власти. В том числе среди этих вариантов есть маршрут шествия по Бульварному кольцу, уже несколько раз использовавшийся для проведения протестных акций.
Тем не менее все три маршрута были немотивированно отклонены. Ответ мэрии, помимо стандартных незаконных формулировок, содержал новую невнятную фразу, что предлагаемая акция будет мешать проведению неких пасхальных мероприятий. Оргкомитет акции, сверившись с программой Департамента культуры Москвы «Москва пасхальная», выяснил, что никаких значимых пасхальных мероприятий на 19 апреля 2015 года по всем трем заявленным маршрутам и вблизи них не предполагается. К тому же всегда есть возможность обсудить время проведения акции и точный маршрут, чтобы достичь компромисса. Тем не менее Мэрия не захотела совещаться с заявителями.
У меня мало сомнений, что многие москвичи 19 апреля намерены участвовать в протестной акции. Это связано с несколькими обстоятельствами.
Прежде всего, эмоциональное состояние людей после убийства Бориса Немцова требует выхода и протеста. Есть ощущение того, что расследование затормозилось, и требуется общественное давление на власть, чтобы следствие могло выбраться из тупика.
Второе обстоятельство связано с тем, что выполнение Минских соглашений со стороны России вызывает сомнения: есть много указаний на то, что российские солдаты не выведены с территории Украины. Более того, добровольцы по-прежнему «под гармонь» продолжают туда направляться.
Третье обстоятельство: в России продолжаются гонения на НКО (в списке иностранных агентов уже более 50 организаций). Кроме того, началась новая кампания против независимых негосударственных СМИ («Дождь», «Московский Комсомолец», «Новая газета», «РБК» и «РБК Daily», «Сноб», «Эхо Москвы», сайты «Слон.ру» и «Большой город».) Анонимный источник назвал их «антигосударственными». Не исключено, что это первый шаг к их закрытию, и общество должно быть начеку. Только массовый протест может этому помешать.
Четвертое обстоятельство связано с тем, что начала работать новая статья УК РФ 212.1, по которой люди, ранее неоднократно привлеченные к административной ответственности — как правило, незаконно, — не совершившие никакого уголовного преступления, автоматически начинают преследоваться в уголовном порядке (на сегодня это Владимир Ионов, Марк Гальперин, Ильдар Дадин).
Есть и еще одно обстоятельство — скоропалительная реформа медицинской сферы Москвы, которая проводится исключительно ради экономии средств, уже привела, судя по информации в социальных сетях и прессе, к летальным исходам, которых вполне можно было избежать — а сколько их еще будет?
Наконец, власть ранее публично заявляла о широкой амнистии: по ней сотни тысяч людей должны были выйти из-за решетки. Это дало надежду сотням тысяч родственникам на встречу с близкими. Однако власть в очередной раз обманула общество и предложила амнистию, когда собственно из-за решетки дай Бог если выйдет лишь несколько десятков тысяч человек, а широко рекламируемое «освобождение» сотен тысяч коснется тех, кто не находился ни в колониях, ни в тюрьмах. При тщательном анализе амнистии складывается впечатление, что она писалась специально, чтобы не затронуть политзаключенных: С. Удальцова и Л. Развозжаева, «узников Болотной», братьев Навальных и других.
Возникает вопрос, почему мэрия, которой прекрасно известны все эти факторы, не согласовывает акцию и сознательно подталкивает людей к более радикальным действиям? Можно предположить, что готовых к ним будет немало, поскольку 30 декабря на несогласованную акцию, анонсированную за сутки, вышло в центр Москвы около 5 тысяч человек.
Делают ли это руководители мэрии по собственному почину или получили указания из Кремля? В любом случае они пренебрегают Конституцией, законом и интересами москвичей».