В конце апреля сопредседатель РПР–ПАРНАС Михаил Касьянов намерен предложить европарламентариям ввести персональные санкции против российских журналистов, «причастных к созданию в стране атмосферы ненависти». По его мнению, они несут косвенную вину и за убийство Бориса Немцова. Западные и отечественные эксперты, впрочем, предупреждают РПР–ПАРНАС, что в Европе к кампаниям против прессы относятся настороженно.
Михаил Касьянов подчеркивает, что под санкции должны попасть не столько журналисты, сколько «пропагандисты, создавшие в стране атмосферу ненависти, лжи и нетерпимости». «Они повинны в гибели Бориса и заслуживают лишения их таких привилегий, как посещение западных стран, приобретение там имущества и использование долларов и евро для каких-либо своих платежей. В этих целях мы начинаем формирование «списка Немцова», – заявил Касьянов. – Эти люди давно перестали быть журналистами, стали ярыми пропагандистами лжи, ведут с цивилизованным миром информационную войну и должны быть за это наказаны».
По словам Касьянова, есть два ключевых направления для пополнения санкционных списков: во-первых, это лица, поддерживающие присоединение Крыма и самопровозглашенные республики на юго-востоке Украины, а во-вторых, нарушители прав человека в России. «Пропагандисты, о которых идет речь сейчас, подпадают под оба направления, поскольку нарушают конституционные права граждан на свободу информации», – пояснил «НГ» ответственный секретарь РПР–ПАРНАС Константин Мерзликин.
По данным «НГ», предложение о формировании «списка Немцова», который дополнит давнишний «список Магнитского», а также просьба включить Бориса Немцова в номинанты Премии Сахарова и станут ключевыми темами переговоров в Страсбурге, которые Касьянов проведет 19 апреля с лидером европейских либерал-демократов Грэмом Уотсоном (фракция ALDE в Европарламенте).
В РПР–ПАРНАС подчеркивают, что помимо руководителя МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева, уже попавшего в санкционный список Евросоюза, в «список Немцова», очевидно, будут включены руководители информационного вещания российских телеканалов, самые одиозные телеведущие и, возможно, ряд корреспондентов. По словам Мерзликина, все они несут ответственность за созданную в стране атмосферу.
Отвечая на вопрос «НГ», как будет проводиться грань между журналистикой и пропагандой, авторы идеи заявляют, что «будут разработаны четкие критерии». «Журналист имеет право на свою позицию, но когда с экрана, с нужной интонацией произносятся вещи, направленные на раскол общества, то это уже не журналистика, а пропаганда, – полагает Мерзликин. – Как не были журналистами сотрудники СМИ, созданных в 30-е годы Геббельсом».
По его словам, данную инициативу было решено назвать «списком Немцова» потому, что и он сам призывал к расширению санкций в отношении главных пропагандистов России. Напомним, что РПР–ПАРНАС вместе с американцами и европейцами участвовала в создании «списка Магнитского», куда включаются все нарушители прав человека в нашей стране. Как ранее заявил «НГ» член федерального политсовета РПР–ПАРНАС Владимир Кара-Мурза, работа в данном направлении будет продолжена, тем более что в марте Конгресс рекомендовал президенту США Бараку Обаме дополнить санкционный список главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, российского Центризбиркома Владимиром Чуровым и другими чиновниками и судьями (см. «НГ» от 27.03.15).
Европейские политики уверены, что создание «списка Немцова» возможно, но он потребует большой подготовительной работы. Источник в дипломатических структурах Евросоюза пояснил «НГ», что для принятия такого списка требуется длительная процедура обсуждения, чтобы установить, кто из журналистов, например, разжигает вражду между народами России и Украины.
Бывший министр иностранных дел Эстонии, экс-депутат Европейского парламента Кристийна Оюланд назвала идею такого списка интересной. Между тем, по ее словам, включать в санкционный список журналистов сложнее, чем политиков, потому что в Европе это будет считаться наступлением на свободу слова: «Надо очень хорошо продумать и подготовиться. Если мы говорим про пропаганду ненависти, всегда стоит вопрос, как это доказать: какой журналист независимый, какой пропагандист». Оюланд считает это непростой задачей, но «думать об этом можно и нужно, потому что все знают, что происходит в России, – свободной прессы почти не осталось». По мнению политика, начинать подготовку надо с международных организаций журналистов, чтобы они поддерживали в России только свободную прессу, а не пропагандистов.
«Конечно, надо принимать такой список, всегда на политическом уровне можно поставить вопрос и начать обсуждать эту проблему, например в Европарламенте, шаг за шагом, в комитете по иностранным делам и комитете по правам человека. Но это процесс длительный. Например, над «списком Магнитского» мы работали несколько лет», – подчеркнула Оюланд. Что же касается возможного ответа России через запрет работы у нас западным журналистам, то политик считает, что нет смысла этого опасаться, потому что это, мол, уже делается. Напомним, что в феврале 2011 года на территорию России был запрещен въезд журналиста британской газеты Guardian Люка Хардинга, а в январе 2014-го – журналиста Дэвида Сэттера, работавшего на Радио «Свобода».
Российские эксперты более скептически оценивают перспективы «списка Немцова». Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что шансов на его принятие в Европе мало, поскольку на Западе очень осторожно относятся к ограничениям, касающимся СМИ и журналистов. «Для Касьянова это пропагандисты, а для Запада это журналисты, пусть и необъективные, но выполняющие профессиональный долг», – подчеркнул он. Эксперт пояснил, что Запад опасается любых ограничений, препятствующих работе журналистов, поскольку там считают, что так можно далеко зайти. «Сегодня российских журналистов ограничат в правах, а завтра Россия ограничит западных», – объяснил Макаркин. Поэтому, по мнению эксперта, подобные запретные списки имеют большие перспективы, когда туда входят именно политики.