Министерство транспорта России, похоже, окончательно определилось с вариантом строительства моста через Керченский пролив. 3 апреля на сайте ведомства появилась, по сути, сенсационная новость, на которую никто не обратил особого внимания. Речь шла об итогах прошедшего накануне совещания «по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением через Керченский пролив». Минтранс России приводит слова руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта о том, что «строительство подходов будет осуществляться параллельно с возведением самого 19-километрового искусственного сооружения в створе косы Тузла».

Г-н Старовойт подчеркнул, что «получены технические условия, необходимые для проектирования объекта». Трасса будущего транспортного перехода, по его словам, «уже разработана и согласована, утверждена документация по планировке территории, компании-подрядчику даже выделена в пользование земля для базирования складов и стоянки техники».

«Российская газета» уже опубликовала схемы и эскизы предполагаемого «транспортного перехода» через Керченский пролив, которые разработал Росавтодор. «Переход» представляет собой эстакаду на массивных бетонных сваях, на которой предполагается построить четырехполосную автодорогу и двухпутную электрифицированную железную дорогу.

Комплекс будет включать в себя два мостовых сооружения: мост через судоходный канал Керченского пролива и мост между оконечностью косы Тузла и одноименным островом.

Одним словом, речь идет об исключительно сложном инженерном сооружении, которое предполагается построить в кратчайшие сроки в сложнейших природных условиях, которые сопоставимы со строительством пресловутого моста на остров Русский в Японском море – еще одного «аврального» объекта, возведение которого обошлось стране в баснословные деньги.

То, что Минтранс России остановил выбор на «тузлинском» направлении в то время, когда строить мост намного дешевле и проще с косы Чушка — там, где сейчас курсируют паромы (и куда уже проложены и автомобильная, и железная дорога, а от крымского берега косу Чушка отделяет всего лишь 5-6 километров водной глади), — вызывает лишь недоумение. К косе же Тузла потребуется подводить железную дорогу, высоковольтную ЛЭП и многое другое, что обойдется едва ли не дороже, чем сам мост.

Объяснение, очевидно, кроется исключительно в плоскости коррупционных интересов чиновников Минтранса, которых на самом деле волнует вовсе не обеспечение Крыма транспортным сообщением, а лоббирование развития порта Тамань на юго-западной оконечности Таманского полуострова. Государственное участие в мегапроекте по строительству на Тамани крупнейшего в Восточной Европе перевалочного комплекса для экспорта нефти, сжиженного газа, угля, металлов и прочего правительство РФ уже было готово заморозить на неопределенный срок из-за экономического кризиса. Год назад премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что порт «Тамань» «потерял свою приоритетность после присоединения Крыма». «Будут деньги – лет через десять можно к этому проекту вернуться, но в принципе сейчас в этом нет никакого экономического резона», - сказал тогда Медведев.

Однако портовые лоббисты, среди которых особое место занимает глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, сумели заручиться поддержкой Владимира Путина. По информации издания Bloomberg, предложение «обдумать» идею отказа от строительства было передано правительству советником президента по экономическим вопросам Андреем Белоусовым «по просьбе Путина».

К концу 2014 года «просьба» вылилась в концепцию Минтранса России по строительству транспортных подходов к Керченскому мосту уже в увязке с развитием железнодорожной инфраструктуры порта "Тамань", в связи с чем единственно приемлемым маршрутом моста в Крым стало «тузлинское» направление, несмотря на то, что при таком варианте длина самого транспортного перехода через Керченский пролив увеличивается как минимум вчетверо по сравнению с «чушкинским» вариантом. Иными словами, всем жителям России придется из своего кармана раскошелиться за многократное удорожание проекта моста в Крым только лишь из-за того, что компаниям, которые ведут или планируют деятельность в порту «Тамань», и действующему с ними в связке ОАО «РЖД» понадобилось за государственный счет решить свои коммерческие задачи.

Нельзя также сбрасывать со счета тот фактор, что строить мост через Керченский пролив будет ООО «Стройгазмонтаж», входящее в бизнес-империю Аркадия Ротенберга — спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо, гендиректора спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева» и фигуранта российского cписка Forbes. Аркадий Ротенберг в прошлом году попал под санкции США и ЕС. В частности, в Италии у дзюдоиста-миллиардера было арестовано все принадлежащее ему недвижимое имущество. Не исключено, что подряд на строительство моста через Керченский пролив в самом дорогом его варианте — своеобразный «утешительный приз» для придворного олигарха.

Строительство моста в «створе косы Тузла» — самое неприемлемое с экологической точки зрения проектное решение. Коса Тузла (Тузлинская) — узкая перемычка, сложенная песчаными и ракушечниковыми наносами, ограждающая Таманский залив от черноморской горловины Керченского пролива. При этом «тело» самой косы исключительно подвижно, под воздействием течений и преобладающих ветров коса может «мигрировать» в ту или иную сторону, фрагментироваться или, наоборот, прирастать.

Только в таком — «живом» и динамичном — виде коса способна играть роль естественного защитного буфера для Таманского и Динского заливов и их берегов. В этой полузакрытой мелководной акватории сложилась уникальная водно-болотная экосистема, для охраны в 1967 году был создан Тамано-Запарожский заказник. Таманский и Динской заливы — важнейший транзитный пункт для множества видов мигрирующих пернатых, здесь же места зимовок водоплавающих птиц, а также места обитания черноморской афалины — дельфина, занесенного в Красные книги Российской Федерации и Краснодарского края.

В 2003 году со стороны Краснодарского края была предпринята попытка якобы «восстановить» косу путем создания на ее поверхности искусственной насыпной дамбы. Целью акции было воссоединение корневой части косы и ее бывшего окончания — островка посреди Керченского пролива, — который на тот момент находился под контролем украинских военных.

Работы на косе Тузла чуть не послужили поводом для вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Если кто помнит, то в раздувании межгосударственного конфликта тогда особо усердствовал председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин, оравший что-то вроде «Тула наша и Севастополь наш!» .

Впрочем, после встречи Путина и Кучмы строительство дамбы было остановлено, а оставшаяся незасыпанной промоина между косой и островом шириной в несколько сот метров через несколько лет превратилась в широкий пролив, причем катализатором ускорения размыва «восстановленной» косы явилась созданная дамба: если в естественных — подвижных и водопроницаемых — условиях коса способна гасить энергию течений, действующих в Керченском проливе, то одетая в каменный «панцирь», коса превратилась в их ускоритель. Имеются данные, что из-за «реконструкции» Тузлы пострадала даже Аршинцевская коса возле Керчи – на другом берегу пролива.

В сущности, Краснодарский край, только-только начавший приходить в себя от олимпийского кошмара, впал в «олимпийское» дежа-вю. Как в своем время в Сочи, опять наблюдается искусственный аврал, опять пафосные лозунги о «государственной необходимости», ради которых будут плевать на законы, опять огромные деньги и подковерная лоббистская возня вокруг них, опять атмосфера секретности и наплевательства на местное население. Месяц назад в станице Тамань провели некое совещание по строительству моста, на которое отказались пустить даже местного депутата.

«Штабисты» , надежно забаррикадировавшиеся от местного населения, должно быть, выглядели как-то так:


16ba1f85a638.jpg

Ничего не известно о том, проводились ли вообще какие-либо геологические изыскания в коридоре предполагаемого «транспортного перехода», делались ли прогнозы динамики косы Тузла после того, как по ней, по сути, проложат еще одну дамбу, и последствий для Таманского залива и его берегов. Со стопроцентной уверенностью можно лишь заявить то, что никакой экологической экспертизы этого разрушительного для природы проекта до сих пор не проводилось, поэтому непонятно, на каком основании чиновники Минтранса рапортуют о скором начале строительства.

А на закуску еще один пикантный момент: каким образом российские чиновники собираются обойти тот юридический факт, что Керченский пролив, невзирая ни на какие «присоединения» Крыма, так и остался акваторией совместного ведения России и Украины, и никакая из сторон не может без согласия другой вести какие бы то ни было работы в проливе там, где вздумается, создавать препятствия для судоходства (а такие препятствия при строительстве моста обязательно будут созданы) и тому подобное.

Короче, готовлю запросы Старовойту и Ко. Продолжение следует.