ВПетербургском музее истории религии открылась выставка "Осор Будаев – буддийский монах, художник, сотрудник музея", посвященная памяти художника, иконописца и ламы Агинского дацана. Он мирился с советской властью, но был расстрелян большевиками.
Осор Будаев родился в 1887 году в Забайкалье. Послушником Агинского дацана стал в 11 лет, а в 17 ушел пешком в Улан-Батор, учиться живописи. Ему повезло: изучал работы тибетских мастеров, прибывших в город вместе с Далай-ламой ХIII, работал в мастерской китайского художника, учился книжной графике, довел до совершенства навыки резчика по дереву. Эти успехи не остались незамеченными – известный буддийский иерарх, выдающийся ученый, просветитель, дипломат Пандито Хамбо-лама Агван Доржиев пригласил Будаева расписывать строящийся в Петербурге буддийский храм. В1915 году Будаева призвали на Первую мировую, на фронте он был чертежником. Только в 1930 году снова приехал – уже не в Петербург, а в Ленинград – с группой лам Агинского дацана, чтобы участвовать в важном ритуале: мистерии Цам. Он так и остался жить в Старой деревне, в общежитии буддийских монахов при дацане. Поступил работать в музей, в котором проработал всего 4 года. Но за это время успел сделать немало.
– Вы говорили о том, что Осор Будаев разбирал коллекцию Казакевича, но ведь он и сам ездил в экспедиции?
– Да, он дважды бывал в Бурятии, в 1932 и 1934 году, собирал там скульптуры, иконы, многие из которых спасал от уничтожения. Присылал он оттуда и свои картины, которые написал, когда жил в монастыре, он создал портреты многих известных в монастыре людей. Из своих экспедиций Осор Будаев привез иконы, изображения Будды медицины, маленькие карточки – цаклеи, исполняющие роль икон для маленького походного алтаря. Ниши для экспонатов отдела буддизма создавал тоже он, они до сих пор используются у нас в основной экспозиции.
Картины по шелку Осора Будаева поражают не только яркостью, но и скрупулезностью, с которой изображены народные обычаи. Вот картина "Освящение знамени" – ритуал, от которого кровь стынет в жилах: знамя полагалось обрызгать кровью пленника – он и лежит на первом плане, безголовый, а кровь из головы заботливо собирают в чашу. И знамя полощется тут же, сейчас, видимо, оно станет священным. Центральное полотно – "Колесо сансары" с необычными деталями: в сегментах, отведенных человеческим мирам, обычно помещаются символы народов, исповедующих восточные религии, но здесь художник изобразил и символы России: изба, на пороге сидит женщина с ребенком, пасутся гуси, утки, свиньи, есть даже заводская труба с красным флагом, паровоз и самолет. Символ России Будаев ввел в свою танку, буддийскую икону, по просьбе Пандито Хамбо-ламы Агвана Доржиева, который надеялся, что большевистская власть будет лояльна к буддизму.
Мудрый лама ошибся: в 1936 году Осора Будаева уволили из музея, через полгода дацан закрыли, а общежитие разгромили – все монахи были арестованы и в августе 1937 года расстреляны. В центре экспозиции висит большая резная доска работы Осора Будаева – он использовал ее как крышку для этнографических посылок из Бурятии. На обратной, гладкой стороне написан адрес музея, но имя получателя – Будаева тщательно замазано, после расстрела. Душа его наверняка пребывает в буддийском раю. Именно эту композицию он тщательно готовил для музея: "Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи".