В российском сегменте твиттера действуют около 18 тысяч аккаунтов, созданных специально, чтобы публиковать высказывания в интересах российской власти, пишет сайт Global Voices со ссылкой на исследование известного интернет-аналитика Лоренса Александера. Александер исследовал профили и связи твиттер-аккаунтов, распространявших прокремлевскую информационную повестку.
Александер начал исследование с набора аккаунтов, которые через несколько часов после убийства Бориса Немцова разместили идентичную фразу о том, что оппозиционера убили украинцы. Было обнаружено 2900 пользователей, которые резко отличались от нормальных аккаунтов — у 87% из них не было информации о часовом поясе; 92% ни одной записи не добавили в избранное. Для нормальной выборки эти показатели составляют 51% и 15% соответственно. Александер также изучил еще три группы русскоязычных сообщений (о «Новой газете», боях в Мариуполе и начале большой войны) и обнаружил, что они также были опубликованы ботами. Всего Александер выявил 17590 аккаунтов, показатели которых заметно отличаются от нормальных.
На вопросы Открытой России о новом исследовании работы «кремлеботов» ответил блогер Антон Носик:
— Зачем власти продолжают использовать ботов и иные подобные технологии для продвижения своей пропаганды и своей политической повестки в интернете? Почему они не мобилизуют своих реальных сторонников в сети? Ведь это эффективнее и позволяет избежать бесконечных скандалов.
— Лет десять назад, когда все это началось, у власти сторонников среди активных пользователей интернета фактически не было. И найти людей, которые готовы бы были любить Путина в интернете бесплатно, было трудно. Ответом на это стало появление большой службы, которая обеспечивала любовь к Путину за деньги, с Василием Якеменко и Кристиной Потупчик во главе.
Сейчас, спустя годы, уже появился, наверное, контингент граждан, симпатизирующих Кремлю бесплатно. Но проблема заключается в том, что некоторые люди десять лет получают и осваивают бюджеты, выделяемые на «любовь к Родине» и «борьбу с врагами». И эти люди ни при каких обстоятельствах не откажутся получать деньги и дальше. Казалось бы, вы сделали свою работу, в русском интернете появился пропутинский сегмент пользователей, и имитировать его больше не нужно. Но как это не нужно, извините, а жить на что тогда? Так что вся эта работа будет продолжаться.
— А в чем ценность вот этого конкретного исследования, сделанного Александером? Мы ведь и так знаем о фабрике ботов, работавшей сначала в Ольгино, а теперь в Питере на улице Савушкина, о Кристине Потупчик и тому подобных вещах?
— Да, конечно, все эти тролли, боты, накрутки — в России об этом знают. В России знают расценки, суточную нагрузку, штатные расписания, жалование. Но тот факт, что это явление стало заметно уже и иностранным исследователям, — это некоторая глобальная динамика в понимании людьми России. Вы же понимаете, что нормальному человеку, живущему в цивилизованной стране, в голову не может прийти, что государство собирает налоги и тратит их для того, чтобы кто-то в твиттере похвалил власть под видом частного мнения! А когда люди на Западе знакомятся с исследованием специалиста, они осознают, как у нас работает система. Это полезно, это важно, чтобы в мире знали, что российская власть пользуется средствами интернет-мошенничества. Люди во всем мире должны делать различие между российской властью и населением страны.