Журналисты Znak.com обратились к председателю Госдумы Нарышкину с просьбой не принимать новый запретительный закон Ирины Яровой
Редакция интернет-газеты Znak.com обратилась к председателю Государственной думы РФ Сергею Нарышкину с просьбой не принимать законопроект, внесенный депутатом Госдумы Ирины Яровой и запрещающий упоминать в печати даже названия наркотиков. Законопроект предлагает приравнять такие упоминания к пропаганде и наказывать за это вплоть до лишения свободы сроком на два года.
Вот полный текст письма:
Председателю Государственной думы
Федеральной собрания РФ
Нарышкину С.Е.
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На рассмотрении в Государственной думе (ГД) РФ находится проект федерального закона № 108866-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ», внесенный депутатом ГД Ириной Яровой. В законопроекте к пропаганде наркотических и психотропных веществ приравнивается «распространение изображений и названий» наркотических средств, наркосодержащих растений и их частей, а также информация о способах изготовления наркотических средств, местах их приобретения и даже использовании наркотических средств в медицинских целях. Проект закона предусматривает внесение в Уголовный кодекс РФ достаточно жесткого наказания за такие нарушения, вплоть до двух лет лишения свободы.
С нашей точки зрения, закон носит избыточный характер, он угрожает свободе слова, и без того переживающей в нашей стране не лучшие времена. Декларируя благую цель сохранить здоровье нации и оградить людей от рекламы наркотиков, авторы законопроекта доходят до апофеоза запретительной деятельности, которой в последние годы увлеклись наши законодатели. Вдумайтесь: из печати, из эфира, Интернета, литературы предлагается изъять сами слова и понятия. Мы рискуем стать посмешищем для всего мира, уподобившись страусам, которые прячут голову в песок и считают, что если не видеть угрожающей нам опасности, то это может от неё спасти. Тут невольно вспомнишь анекдот из жизни Фаины Раневской, которая на замечание о том, что в литературном языке нет слова «ж…», заметила, что это странно: ж… есть, а слова нет.
Зная особенности правоприменения в нашей стране, не сомневаемся: в случае принятия закон ударит в первую очередь не по лицам, рекламирующим наркотики (признаться, нам за много лет насыщенной деятельности в Интернете ни разу такие не встречались), а по любым неугодным журналистам, публицистам, блогерам, деятелям культуры, политикам, да и просто гражданам, которые чем-то не понравились любому представителю власти. А какой простор откроется для гоняющихся за цифрами раскрываемости правоохранителей! Можно открыть страницу поискового сервиса и, забивая в поиске слова «героин» или «марихуана», штамповать сотни уголовных дел (для примера, Google сегодня выдает примерно 713 тысяч упоминаний слова «марихуана», и рекламу этого наркотика в поисковой выдаче найти сложно, даже если очень стараться).
В серии сказочных книг о Гарри Поттере есть персонаж-злодей Волан-де-Морт, которого другие герои так боятся, что запретили себе называть его имя. Законопроект предлагает сделать сказку былью и создать невероятную ситуацию, при которой существующие в реальности вещи фактически не будут иметь своих названий, как будто это может их победить. (К слову, одолели Волана-де-Морта в конечном счёте те смельчаки, которые не боялись произносить его имя. В этом есть жизненная правда: справиться с опасностью можно, только глядя ей в лицо).
Можно представить себе немало абсурдных последствий принятия законопроекта. Запрет на изображение цветков мака и булочек с маком, запрет упоминать любые конопляные изделия (кроме наркотиков, это еще и веревки, ткани, бумага, обувь), а также запрет на публикацию и цитирование десятков и сотен произведений мировой литературы, шедевров кино и театра. Следуя за логикой законопроекта, мы рискуем потерять произведения Артура Конан Дойля и Михаила Булгакова, песни Владимира Высоцкого, стихи Шарля Бодлера. Заметим, ни один из этих авторов не был пропагандистом наркотиков, и мало у кого возникнет желание попробовать наркотики после чтения их книг или стихов. Но законопроект подразумевает запрет и таких текстов, и сотен, тысяч других!
Еще одна проблема заключается в том, что предложенный закон заведомо исключает возможность ведения дискуссии о путях решениях проблем наркомании и торговли наркотиками. Как говорить о борьбе с наркотиками, если нельзя даже называть их в печати, нельзя говорить о том, как их изготавливают и продают (пусть без деталей)? Предложения Ирины Яровой отрезают возможность для разумного диалога об антинаркотической политике, об опыте других стран в борьбе с наркоманией. Неужели мы и в самом деле верим, что запретив говорить о наркотиках, мы снизим их популярность, поможем искоренить это зло?
В таком случае, давайте пойдем дальше и не будем говорить об изнасилованиях, убийствах, коррупции, лжи. Что если слово «убийство» пропагандирует убийство? А вдруг слово «коррупция» подталкивает брать взятку? Давайте запретим и их.
В конце концов, предложенный законопроект заведомо не выполним. Можно предположить, как быстро общественность, особенно молодежь, начнет выдумывать слова-эвфемизмы для употребления наркотических средств. Уже сейчас у основных наркотических средств есть десятки сленговых синонимов (мы живем на Урале – они здесь много лет в ходу, вне зависимости от действий наших законодателей). Начнем запрещать и их? Извольте: героин называют «чёрным», «гречкой», «герой», «герычем», «германом», «медленным», «хмурым», «грязным», «тихим», «шершавым». Почистим словарь?
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Мы как журналисты просим отклонить этот законопроект. Уверены, в предложенном виде он не будет принят, и у ваших коллег хватит разума не соглашаться с предложениями Ирины Яровой.
Но проблема не только в этом конкретном законопроекте. К сожалению, в последние годы Государственная дума чрезмерно увлеклась запретительной деятельностью. Из-за этого в стране складывается тягостная атмосфера тотального контроля, подозрительности, страха. Уверены, ни Вы, никто из Ваших коллег на самом деле не хотел бы жить в государстве, где всё кругом запрещено, и гражданам можно смотреть только «правильные» телеканалы, читать «правильные» книги и журналы, ходить в «правильный» театр, думать «правильные» мысли. Решение общественных проблем – не в запретах, а в широкой, спокойной, мирной и обстоятельной общественной дискуссии. Давайте снова сделаем парламент, которым Вы руководите, площадкой для таких дискуссий, а не местом, где изо дня в день штампуют новые ограничения.
С уважением,
журналисты интернет-издания Znak.com,
Екатеринбург, Москва, Челябинск, Ханты-Мансийск
27 марта 2015 года
Аксана Панова, Дмитрий Колезев, Ольга Братцева, Мария Плюснина, Ирина Щербак, Дарья Шелехова, Ирина Федосеева, Анастасия Гейн, Ольга Мингалёва, Руслан Исмаилов, Дмитрий Сидоров, Ольга Автохутдинова и другие.