Отдать долг Родине сегодня можно не только с автоматом в руках. Больничная "утка", стопка свежих газет и писем, и даже театральный грим будут вполне уместны. Закон "Об альтернативной гражданской службе" был принят более 10 лет назад. Ежегодно около тысячи молодых людей военной службе предпочитают гражданскую, работая в социальном секторе. Однако российское общество по-прежнему воспринимает АГС как один из способов "откосить" от армии. Что собой представляет альтернативная гражданская служба на самом деле, разбирались участники круглого стола в пресс-центре "Росбалт-Москва".
В Европе альтернативная служба — дело привычное. Молодые люди предпочитают отдавать долг родине социально значимой деятельностью, приносящей видимую пользу обществу — в этом нет ничего необычного.
В России же подобная практика, несмотря на десятилетнюю историю, до сих пор вызывает непонимание. Неудивительно, что ежегодно на 300 тыс. молодых людей, которые служат в армии, приходится лишь тысяча "альтернативщиков".
Между тем их нельзя назвать "сачками" — как правило, ребята служат в тех сферах и на тех государственных предприятиях, где "добровольно" нанять штат не представляется возможным — тяжелый труд слишком скромно оплачивается.
Государственные организации, в которых которых давно "простаивают" вакансии, подают заявки. Роструд аккумулирует их в отдельный список, и распределяет кандидатов. Традиционно, в этом перечне порядка 600-700 госкомпаний.
Как отметил член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко, львиную долю составляют соцучреждения — больницы, дома престарелых, психоневрологические интернаты. Примерно 40% альтернативных служащих отправляются на почту.
Можно пройти службу "по профессии" — сварщиком, механиком, слесарем. Как правило, полученная специальность учитывается при распределении.
Но, что удивительно, "отслужить" можно также вожатым в детском лагере в Геленджике, парашютистом-пожарным при МЧС, и даже танцором в театре! Последнее, по словам члена МХГ Сергея Сорокина, практиковали в Перми. Несколько лет назад на прохождение альтернативной службы в театр там направили учащихся местной балетной школы. Правда, добиться этого удалось не без участия регионального уполномоченного по правам человека.
"Альтернативную службу молодые люди проходят в соответствии с Трудовым кодексом: получают зарплату наравне с другими сотрудниками, имеют право на выходные и полноценный отпуск. В отличие от "срочников", живут дома или в общежитии, если служить направили в другой регион. Что касается сроков, воинская служба короче альтернативной в 1,75 раз. То есть, если солдат-срочник служит год, то молодому человеку "с убеждениями" придется отработать на гражданке 21 месяц", — подчеркнул Сорокин.
Отказаться от воинской службы в пользу альтернативной можно по причине убеждений, противоречащих службе. Все, что требуется — принести в военкомат три бумаги: заявление о наличии убеждений, характеристика с места учебы/работы и автобиография. Все в произвольной форме. "Доказывать ничего не нужно — убеждения не могут быть доказуемы", подчеркнул Кривенко.
Сделать это необходимо не позднее шести месяцев до начала призывной компании, напоминает эксперт. И лучше всего для подстраховки заявление написать в двух экземплярах: одно военком забирает себе, а на другом ставит отметку о принятии. Решение о замене воинской службы альтернативной или об отказе примут уже через месяц. В случае отказа решение можно обжаловать в суде.
"Отказ возможен, только если кандидат не вовремя подал заявление, ранее дважды вызывался в военкомат и не явился, уже был направлен на АГС, но так и не прошел службу. Кроме того, причиной может стать обнаружение фактов, опровергающих наличие "убеждений". Скажем, человек утверждает, что он пацифист, а тут приходит участковый и сообщает о задержаниях за драки", — пояснил Кривенко.
Хотя, даже "опровержения" — еще не приговор, ведь убеждения могут поменяться внезапно, в одну секунду и на всю жизнь.
"Многие получают право на АГС без проблем. Да и препятствия, в сущности, преодолимы. Проблема в отсутствии запроса в обществе на АГС. Люди просто не понимают, насколько просто это сделать, тем более, когда есть организации, которые помогают альтернативным служащим", — заметил в свою очередь юрист правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" Лев Левинсон.
Своим опытом альтернативной службы поделился учитель химии Андрей Касицкий. Этот опыт стоил молодому человеку 10 лет споров с военкоматом и одного уголовного дела. "Военком трижды обращался в прокуратуру, чтобы завести на меня уголовное дело за уклонение. На третий раз его просьбу удовлетворили", — отметил Касицкий.
К счастью, суд оказался на стороне молодого педагога, он был полностью оправдан.
"К этому времени начальство военкомата сменилось и мне-таки дали возможность пройти альтернативную службу", — продолжал он.
Касицкий проходил службу на почте. Работал как все: с тем же графиком, на тех же условиях, с той же зарплатой. К слову, получал службе порядка 15-20 тыс. рублей. Солдатам об этом только мечтать.
Казалось бы, преимущества альтернативной службы на лицо. Так почему же соотношение молодых людей, предпочитающих военной службе гражданскую, не в пользу последней (300:1)?
Основные причины, по мнению члена СПЧ, — отсутствие информации о существующих возможностях, распространение мифов и препятствия, которые чинят "убежденным" в военкоматах.
Такое положение дел собравшихся немало удивляет. "Президент в майских указах поставил задачу к 2020 году сократить набор по призыву в два раза. Ежегодно в стране набирают 50-60 тыс. контрактников. В прошлом году отказались от призыва студентов, дав им возможность "служить" в вузе, без отрыва от учебы. Срочная служба уходит в прошлое. Так почему же желание пройти ее мирным, социальным путем вызывает такое отторжение?", — недоумевал член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко.
При этом правозащитник подчеркнул: развитие АГС может стать одним из рычагов, позволяющих улучшить социальную сферу.
"Крупной городской больнице (а их много) достаточно пяти альтернативно служащих, чтобы снять проблемы дефицита кадров. Они занимаются перевозкой больных, тяжелых вещей. Словом, работая санитарами, молодые люди берут на себя всю тяжелую работу. В Рязани два года назад четверо ребят проходили службу в доме престарелых, где случился пожар. Они не растерялись, вытащили со второго этажа всех пациентов. Поэтому, представление о том, что альтернативно служащий — это маменькин сынок, который боится взять в руки оружие, опровергается самой реальностью", — заметил член МХГ Сергей Сорокин.
"В 2004-2005 годах государство было активно взялось за АГС. Сейчас же финансирование на пропаганду прикрыто, развитием службы никто не занимается. В системе Роструда всего два человека, которые отвечают за альтернативную службу, а точнее, составляют списки: в одном — организации, в другом — "призывники". Проверить, как идет служба на практике, у них просто нет времени. Получается, у нас просто нет государственного заказа на АГС. Отсюда и трудности", — резюмировал правозащитник.