Сегодня Тульский областной суд обязал власти выплатить 180 тысяч рублей шестерым наблюдателям на выборах в городе Ефремов, подвергшимся нападению, — сообщил Открытой России юрист ассоциации «Агора» Ильнур Шарапов
В июне 2012 года Михаил Соколов, Максим Филаткин, Борис Цветаев, Михаил Молоканов, Роман Павлючук и Олег Еремин приехали в Ефремов в качестве наблюдателей на выборах в городское собрание депутатов и заселились в гостиницу. На следующий день в гостиничный номер ворвались неизвестные молодые люди и со словами «Ну, кто здесь наблюдатели?» избили их. После этого нападавшие выбежали в коридор, но полиция задержала их и доставила в отделение.
Через полтора месяца Следственный комитет отказался возбудить уголовное дело и вернул материалы в полицию. В августе дело все же возбудили и в феврале 2013 года отправили в прокуратуру. Позже прокуратура несколько раз возвращала материалы в СК, а в итоге в июне 2014 года дело прекратили за истечением срока давности по просьбе нападавших.
Наблюдатели обратились в суд с требованием выплатить им по 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда за затягивание расследования и его неэффективность. Суд удовлетворил их требования лишь частично, выплатив наблюдателям по 30 тысяч рублей.
Заместитель руководителя независимой ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц рассказал Открытой России, как нападают на наблюдателей и что нужно делать в таких случаях:
— Быть в России наблюдателем или членом комиссии и при этом активно отстаивать соблюдение процедур на выборах опасно как для личного здоровья, так и для сохранности имущества. Наверное, нет крупных дней для голосования, когда бы к наблюдателям или членам комиссии не применялась физическая сила либо не поступали угрозы ее применения. Во-первых, существует такой прием, когда наблюдателям прокалывают колеса автомобиля или разбивают видеокамеры, фотоаппараты, отнимают мобильные телефоны, на которых зафиксированы нарушения. Или применяют физическую силу на подходах к избирательным участкам, когда неизвестные лица применяют физическую силу, выводя из строя наблюдателя. Либо это происходит непосредственно на избирательном участке, когда наблюдателя силой выдворяют с участка либо избивают в присутствии других членов избирательных комиссий. Как правило, это все происходит достаточно публично. Но проблема в том, что, как правило, правоохранительные органы неохотно расследуют такие дела, волокитят, затягивают. Не исключено, что в таких нападениях заинтересованы кандидаты, которые могут обладать определенным административным ресурсом, что в принципе не укладывается в логику честных выборов. Поэтому наблюдатели, подавая жалобы на избиения и порчу имущества, находятся в более уязвимом статусе, чем граждане, которые пострадали от преступлений, не связанных с заказными нападениями. К примеру, в сентябре прошлого года в городе Балашихе Московской области наблюдатель Андрей Скороход был избит до сотрясения головного мозга. Об этой ситуации было доложено президенту Путину, однако прошло уже много месяцев и никого не привлекли к какой-либо ответственности. Зачастую случаи избиения не получают никакой огласки, особенно в отдаленных регионах, где эти случаи пытаются замять, а сами наблюдатели не всегда обращаются с жалобами в полицию, видимо, не веря, что ситуация получит продолжение, а, может быть, и боясь, что после выборов и утраты статуса наблюдателя они так или иначе будут преследоваться.