20 марта 2015г. в апелляционной инстанции Верховного суда Республики Адыгея была рассмотрена жалоба председателя Адыгейского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Валерия Бриниха на решение Майкопского городского суда от 17 декабря 2014 года (судья Ирина Рамазанова) о признании статьи "Молчание ягнят" экстремистским материалом.
Статья, опубликованная в августе прошлого года, была посвящена экологическим проблемам, которые были порождены деятельностью свиноводческого комплекса ЗАО "Киево-Жураки", расположенного в Теучежском районе Адыгеи. Учредителем этой фирмы является сенатор от Карачаево-Черкесии Вячеслав Дерев. Публикация "Молчание ягнят" по надуманным основаниям послужила поводом для начала репрессий против Валерия Бриниха, чтобы любым способом заблокировать его природоохранную деятельность. Все правоохранительные органы республики дружно, как по команде и единому плану, начали репрессивную кампанию против Бриниха. Республиканское Управление ФСБ и отдел по противодействию экстремизму МВД России по Адыгее вели оперативную разработку дела. Прокуратура Адыгеи подала заявление в суд о признании статьи экстремистским материалом, а Следственное управление Следственного комитета России по Республике Адыгея возбудило против Бриниха уголовное дело по "экстремистской" 282-й статье. Только оперативное вмешательство в ситуацию Совета по правам человека при Президенте России и лично его председателя Михаила Федотова, специально приезжавшего по данному поводу в Майкоп, в определенной степени помогло ослабить "наезд" на Бриниха. Однако принятое вчера Верховным судом Адыгеи решение свидетельствует о том, что организованному против председателя республиканского отделения ВООП уголовному делу все-таки решили дать ход.
10 марта на первом судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы Бриниха председательствовала судья Вера Мейстер. Однако до принятия решения дело не дошло. Бриниху удалось заронить сомнение в законности использования в качестве единственного по делу доказательства Справки о лингвистическом исследовании статьи "Молчание ягнят", которая является результатом оперативно-розыскной деятельности. Он указал, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 №1-О "По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оператвно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскных мероприятий не могут применять в качестве доказательств в суде, они могут приняться в качестве таковых только после закрепления их надлежащим процессуальным путем. Судья приняла решение отложить рассмотрение жалобы на 10 дней, вызвав в суд специалиста, проводившего лингвистическое исследование, - подполковника полиции Сергея Федяева и допросив его в суде. При этом судья Мейстер, очевидно, пошла против каких-то сил, которым от судьи было нужно быстрое и определенное решение. Поэтому на следующем заседании, 20 марта, жалобу Бриниха рассматривала коллегия уже в новом составе, с председательствующей судьей Ольгой Кулинченко, которая является заместителем председателя Верховного суда Республики Адыгея и председателем Совета судей республики.
Несмотря на такой высокий статус, судья Кулинченко с самого начала заседания стала нарушать процессуальные требования к его ведению. Приглашенного для допроса специалиста из зала заседания до начала допроса не удалили, расписку о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний с него не взяли. На допросе главный эксперт Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) ГУВД по Краснодарскому краю так и не смог объяснить, почему задание на исследование ему дал заместитель начальника Управления ФСБ по Республике Адыгея, а не руководитель ЭКЦ, как того требует Закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Чтобы объяснить, каким образом ему за 5 минут из Майкопа в Краснодар (1,5-2 часа на автомобиле) фельдъегерской почтой был доставлен пакет с материалом для лингвистического исследования (согласно Справке, исследование было начато в Краснодаре в 9.05 часов 15 марта по заданию заместителя начальника УФСБ России по Республике Адыгея от того же 15 марта), Федяев заявил, что его рабочий день начинается в 7 часов утра. Исходя из этой логики, заместитель начальника УФСБ России по Республике Адыгея, подписавший сопроводительное письмо 15-м марта в Майкопе, должен был вообще находиться на работе в ночь с воскресенья на понедельник. Впрочем, как и его делопроизводитель, зарегистрировавшая это письмо. Поэтому способ сверхскоростной доставки из Майкопа в Краснодар пакета с публикацией так и остался загадкой. Однако судью Кулинченко эти нестыковки не смутили. При выступлении в прениях она постоянно прерывала Бриниха, не давая ему полноценно высказать свою позицию и спеша побыстрее закончить заранее предопределенное действо. Двое других судей при этом откровенно скучали, так как, судя по всему, наперед знали, чем все закончится.
Так и случилось. Завершилось это позорное для судейского сообщества России заседание отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на решения суда первой инстанции. Таким образом, статья "Молчание ягнят" с 20 марта официально признана экстремистским материалом.
Теперь следует ожидать резкой активизации следствия по возбужденному против Валерия Бриниха 11 декабря 2014г. уголовному делу по статье 282 ч.1 Уголовного кодекса РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по национальному признаку). Следствие уже может опираться в своих выводах на вступившее в законную силу решение Майкопского городского суда, чего ему раньше критически не хватало для придания законности этому уголовному делу.
Цель всех этих действий очевидна - совместными усилиями республиканских управлений ФСБ, отдела "Э" МВД России, следственного комитета, прокуратуры и суда "закатать" под уголовную статью одного из наиболее активных природоохранников России, не дающего спокойно жить коррумпированным чиновникам и недобросовестным коммерсантам.