По данным владимирской общественной организации «Народный контроль», 77 проб бензина и 55 — дизельного топлива (ДТ), взятых на экспресс-анализ в 2014 году, не соответствовали сертификационным требованиям. Однако пока проблема не имеет четкого решения.
— Год от года качество бензина падает, — говорит председатель правления вышеназванной ВРОО Милана Сивякова. — Автозаправочные станции не исполняют требований закона о защите прав потребителей, а муниципалитеты не контролируют качество бензина, который закупают.
Весьма негативную оценку ситуации на рынке нефтепродуктов дает и председатель областной Счетной палаты Ирина Тулякова. Проведенная по инициативе этого ведомства проверка на АЗС в 14 муниципальных районах установила, что из 34 образцов нефтепродуктов 24 не соответствовали требуемому стандарту. А экспертиза четырех проб ДТ показала, что оно является судовым или печным топливом, непригодным для автомобилей.
— Продавцы этого факта даже не скрывают, — недоумевает Ирина Тулякова. — На заправках появились объявления «дизельное топливо ТУ». Очень хочется узнать, что это такое?
Страдают не только частники. Недобросовестные поставщики встречаются и среди компаний, реализующих нефтепродукты государству. Неэффективные расходы в этой сфере, по данным Счетной палаты, составили семь миллионов рублей.
В регионах России бензин подешевеет в два раза .
Общественные эксперты отмечают, что пока госконтракты составляются без указания класса и вида топлива, и это приводит к тому, что дешевая продукция продается по высоким ценам. Парадокс, но падение качества происходит на фоне постоянного роста стоимости. В 2014-м цена на самый популярный бензин марки Аи-92 во Владимирской области была максимальной в ЦФО, а на Аи-95 уступала только Москве.
Стоит обратить внимание и на такой аспект. В декабре прошлого года оперативники ОБЭП УМВД по Владимирской области обнаружили на одной из АЗС 16 резервуаров вместо четырех, зарегистрированных в инспекции Ростехнадзора. За счет этого предприятие, по расчетам, заработало 12 миллионов рублей. Управляющий автозаправкой привлечен к административной ответственности. Но, судя по сложившейся практике, есть сомнение, что наказание будет адекватно незаконно извлеченной прибыли. Так, за низкое качество топлива предусмотрен штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Но мало того, за весь прошлый год территориальное управление Росстандарта перечислило в бюджет лишь 30 тысяч рублей штрафов, взысканных с торговцев, «химичивших» с бензином и другими видами нефтепродуктов.
Такой «вклад» начальник ведомства Сергей Герасименко объясняет требованиями федерального законодательства: предпринимателей запрещено «кошмарить» проверками чаще одного раза в три года, причем о приходе контролеров необходимо сообщать за три дня. Что касается внеплановых визитов по жалобам граждан, то и тут есть важное обстоятельство.
Страдают не только частники. Недобросовестные поставщики встречаются и среди компаний, реализующих нефтеродукты государству.
— Росстандарт получил в прошлом году 11 жалоб, из них два — от юрлиц, — сообщил Сергей Герасименко. — В большинстве случаев реагировать на них невозможно, так как люди просто пишут про «плохое качество бензина», не указывая, в чем состоит угроза их жизни и здоровью или имуществу.
— Некачественное топливо появляется тогда, когда снижается разница между оптовой и розничной ценой, — отмечает руководитель регионального управления ФАС Алексей Потанин. — Мы прекрасно понимаем, что оно реализуется там, где большая проходимость, то есть это трасса М-7. Вот, например, на границе Камешковского и Ковровского районов стоит заправка. Дизель — 26 рублей. Ну не может он столько стоить! Чем там торгуют?
Основную проблему главный антимонопольщик видит в отсутствии в области технической возможности быстро делать экспресс-анализы.
— В регионе нужно срочно создавать государственную лабораторию для исследования проб нефтепродуктов, — разъясняет позицию Алексей Потанин. — Некачественное топливо ждать не будет. Оно пришло, реализовалось, и про него забыли. А в данном случае нужна оперативность.
Правда, власти пока возражают, поскольку в области уже есть две мобильные частные лаборатории, а покупка еще одной обойдется бюджету в 50 миллионов рублей. Словом, тему «у семи нянек дитя без глазу» можно продолжать и дальше. Но открытым остается вопрос, откуда текут реки некачественного бензина.
Кстати, один из руководителей контрольных органов на «круглом столе» на тему о защите прав потребителей Владимирской области от реализации некачественных нефтепродуктов на АЗС, организованном под эгидой регионального отделения Общероссийского народного фронта, на полном серьезе посоветовал автолюбителям позаботиться о себе самостоятельно. То есть в случае сомнений в качестве бензина нужно при свидетелях налить его в бутылочку, составить акт по форме, отвезти пробу на анализ в частную лабораторию, где стоимость услуг начинается от трех тысяч рублей, и начать судиться с хозяевами АЗС.
А как у соседей
В Медынском районе Калужской области в 2015 году собираются построить опытно-экспериментальную установку по производству жидких видов топлива из отходов растениеводства. Бензин, дизельное топливо и газ здесь будут делать из соломы, сообщил корреспонденту «РГ» глава райадминистрации Николай Козлов.
По его словам, инвестор вложит в проект семь миллиардов рублей. Мощность установки — 40 тысяч тонн топлива в год. Производить же пока будут 25 тысяч тонн.
Установка будет работать на удовлетворение спроса на ГСМ в сельском хозяйстве. Преимущество в том, что это топливо на треть дешевле продающегося на АЗС. Общая экономия составит до 15 миллионов рублей. Кроме того, хозяйства получат возможность дополнительно заработать на реализации отходов производства. Пункты продажи экологичного и дешевого ГСМ установят в каждом сельском поселении района, так что сельхозпредприятия сэкономят и на дороге до АЗС.
— До полного ввода в эксплуатацию установка, которая будет работать на природном газе, начнет отапливать теплицы, — добавил Николай Козлов. — Мы сможем таким образом обслуживать до двух гектаров.
Scriptio: Владимир Петров
Российская Газета