ЦБ при резких скачках курса рубля может начать вводить ограничения торгов на валютной бирже. Действия регулятора, призванные успокаивать рынок в кризисные дни, могут только усиливать панику, считают участники рынка
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Остановить торги
Банк России рассматривает возможность введения дискретных аукционов — временного ограничения торгов — на валютном рынке, рассказал журналистам первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин в кулуарах банковского форума. Регулятор изучает возможность влияния аукционов на валютные торги, обсуждает техническую реализацию с Московской биржей, заявил он. Речь идет о том, чтобы придумать механизм, который позволял бы сглаживать резкие скачки валюты на небольших объемах.
Дискретный аукцион — это механизм, который заменяет приостановку торгов и используется в случае значительного движения цен бумаг. Сейчас режим дискретного аукциона вводится Московской биржей на фондовом рынке, если бумага растет или падает на 20% в течение десяти минут. Во время аукциона, который обычно длится не более 30 минут, происходит сбор заявок на заключение сделок, после чего определяется единая цена, по которой они проходят.
На валютном рынке дискретные аукционы не предусмотрены. У ЦБ сейчас есть право приостанавливать торги на бирже, но до сих пор этим правом регулятор не пользовался. Параметры, при которых он мог бы его использовать, регулятор не раскрывает. «Банк России обходился без крайних мер даже в дни с очень сильной волатильностью в кризис 2008-2009 годов, в черный вторник и т.д.», — напоминает замначальника управления операций на межбанковском рынке БКС Александр Мюльбергер.
Как устроен валютный рынок
Валютный рынок, в отличие от фондового, внебиржевой: на биржу приходится только треть объема торгов. Остановка торгов парой рубль-доллар только на Московской бирже не сможет помешать колебаниям валюты, а просто исключит биржу из списка торговых площадок, где формируется цена. Валютный рынок принципиально межбанковский, внебиржевые торги больше по объемам, чем биржевые. «Если будет остановлена непрерывность торгов, сделки просто перейдут на другие площадки, а Московская биржа выпадет из игры по определению курса на этот период», — объясняет руководитель дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display('div-gpt-ad-1421852788544-0'); });
Приостановка торгов может принести больше вреда, чем пользы, согласен председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев. «В торговле валютой на Московскую биржу приходится порядка трети от общего объема операций доллар-рубль в мире, и приостановка торгов валютой на бирже не сможет остановить негативную динамику курса рубля, так как сделки будут активно заключаться на внутреннем и международном внебиржевом рынке, но только усилит панику на рынке, лишит широкий круг участников возможности отслеживать курсообразование в реальном времени», — считает Афанасьев.
Чего хочет ЦБ
Как пояснила пресс-служба ЦБ, «Банк России рассматривает дискретные аукционы на валютном рынке в качестве механизма, который дает возможность избежать необоснованных скачков курса». Регулятор исходит из того, что «непрерывность работы валютного рынка — это хорошо, не хотелось бы, чтобы торги прерывались, объяснил Тулин, но дискретный аукцион нужен для того, чтобы предотвратить резкие колебания курса на маленьких объемах, пояснил Тулин.
Последнее сильное падение рубля, которое произошло в черный вторник 16 декабря, когда доллар на минимуме стоил 58,15 руб., а на максимуме — 80,10 руб. Объем торгов в этот день составлял $5,9 млрд (против среднедневного объема за год — $4,8 млрд). Резкий рост доллара произошел примерно 16:00, когда объем торгов составлял $335 млн. До этого объемы сделок на валютном рынке доходили до $1 млрд в час. Сглаживать эти внутридневные колебания и намерен ЦБ
Резервный выход
Ограничения, которые предлагает Тулин, могут рассматриваться только как резервный выход в критических ситуациях, считает Романчук, добавляя, что идея родилась в ЦБ, на комитете по валютному рынку Московской биржи пока не рассматривалась и с участниками рынка не обсуждалась. «Подобная система существовала в начале 1990-х годов, когда дискретные аукционы реализовывались с помощью маклеров и бумажных заявок и шли параллельно торгам на межбанковском рынке», — вспоминает он.
Против введения дискретных аукционов на валютном рынке уже высказался замминистра финансов Алексей Моисеев. «Ограничения на валютные торги, на мой взгляд, вводить неправильно», — отметил он. «Любые меры, которые будут приводить к тому, что у граждан или юрлиц будет скомпрометирована их возможность свободно покупать или продавать валюту, приведут к потере доверия к нашей национальной валюте», — добавил Моисеев.