Петербургская епархия выселяет из здания
на Невском проспекте книжный дом "Глагол", за полтора года своего существования успевший стать популярным в городе культурным центром.

Когда подходишь к книжному дому "Глагол", замечаешь, во-первых, что у входа стоит человек с плакатом, убеждающим прохожих, что книжный дом "Глагол" им нужен, а, во-вторых, красноречивые надписи, во множестве "украшающие" лестницу и стены: "Распродажа" и "Книги больше не нужны". В единственном помещении, где еще есть книги, стоят люди, поглощенные их изучением. Пожалуй, это самый понятный ответ на вопрос, нужен ли горожанам этот книжный дом.

Впрочем, вопроса такого ни у кого и не возникало. Вопреки традиционным сетованиям книгопродавцев на то, что публика, дескать, не читает серьезную литературу, поэтому и приходится заваливать полки ширпотребом, здешние полки с литературой, которую смело можно назвать элитарной, пользовались большой популярностью и приносили своим хозяевам скромный, но твердый доход. Проект, запущенный полтора года назад по благословению прежнего владыки – митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, был рассчитан на долгие годы, поэтому и договор между епархией и командой "Глагола" был подписан бессрочный.

Но митрополит Владимир ушел на покой, а администрации нового митрополита Варсонофия показалось, что "Глагол" приносит слишком маленький доход. По расчетам, вложения спонсоров должны были окупиться примерно через десятилетие, но столько ждать епархиальные власти не хотят – они приняли решение об одностороннем отказе от договора безвозмездного пользования книжным домом "Глагол" на Невском, 177. Как горько иронизируют люди, написавшие письмо в защиту "Глагола", "с проблемой долговых обязательств, возникших при запуске проекта и составляющих сейчас около 18 миллионов рублей, митрополит Варсонофий "благословил" разбираться самих организаторов".


Инициативная группа граждан, вставших на защиту книжного дома, пишет:

"У нас собираются отобрать "Глагол"! Там проходили градозащитные встречи, встречи с телеведущими, презентации книг, вечера памяти, лекции историков, философов, богословов. И совершенно свободно, бесплатно людям дарили замечательное общение. Спонсор-альтруист вложил… свои собственные средства. Теперь у "Глагола" требуют очистить помещения против воли и спонсора, и всех участников…проекта. Здание принадлежит церкви. Но мы все время слышим с амвона: церковь – это все мы. Поэтому решать – быть или нет "Глаголу" – должны все мы".

Однако книжному дому предписано покинуть помещение до 2 апреля.
Михаил Медведев

– Наш "Глагол", книжный дом и культурный центр, стал уникальным явлением, – говорит директор культурных программ книжного дома "Глагол" Михаил Медведев. – Во всей России нет другого культурного центра, где бы был так точно, как у нас, соблюден баланс светской состоятельности и церковной лояльности. Единства интеллекта и духа нет у нас в обществе, а вот нашему центру его удалось добиться. Ведь "Глагол" пользуется уважением не только у православных, но и у неверующих, и у инославных – у всех. У нас прекрасно подобранные книги – это и христианская литература, и все сопутствующее – история, философия, высокие образцы беллетристики. У нас были очень популярны "Градозащитные вечера" – каждую неделю люди собирались, чтобы подумать, как лучше сохранить городскую традицию. У нас работал лекторий отца Георгия Митрофанова – об истории России, особенно о ее трагических страницах, на примерах специально подобранных кинофильмов, даже такого, как "Брат", между прочим. Нас выселяют, но наши культурные программы мы продолжаем до последнего дня. Мы – работающий проект, который пресекают в состоянии здоровом и жизнеспособном.

Никто не знает, что будет на месте "Глагола" – по словам генерального директора книжного дома Любови Пасхиной, в епархии говорят, что решение о том, что будет в здании на Невском, 177, будет принято уже после того, как "Глагол" свой дом покинет.
Люди приходят, изумляются – как, почему закрывается такой магазин, – а я даже ничего не могу им объяснить

– Здание было запущенное, без ремонта, и в 2013 году решили сделать там книжный магазин в формате клуба. Ремонт обошелся почти в 16 миллионов. Часть денег – благотворительный взнос, а часть – ссуда, которую нужно возвращать. Причем епархия отказывается учесть те средства, которые мы потратили на ремонт. Мы предполагали, что сможем вернуть долги за 10 лет, но теперь нас выгоняют в никуда, и никого не интересует, что будет с нашими долгами. Хорошо еще, что нам разрешили закрыть магазин в течение месяца – сначала вообще хотели выселить нас в три дня. При этом у нас нет долгов ни поставщикам, ни по зарплате, ни по налогам. Для меня это очень тяжелый удар, ведь деньги были даны конкретно под этот проект. Со временем мы бы все вернули, но теперь у нас нет такой возможности. Когда мы начали работать, мы сразу поняли, что проект очень удачный – у нас каждый день шли встречи с писателями, философами, историками, проходили выставки. В книжном магазине много сил было потрачено на составление ассортиментной матрицы. И когда проект вдруг закрывают без объяснения причин – мне это просто непонятно. Люди приходят, изумляются – как, почему закрывается такой магазин, – а я даже ничего не могу им объяснить.

Это действительно трудно объяснить – почему закрывается столь популярный культурный центр, в то время как везде и всюду постоянно ведутся разговоры о бездуховности общества. Но вот он – живой росток этой духовности – который исчезает на глазах горожан. Горожане пишут возмущенные письма, просят митрополита Варсонофия сохранить "Глагол". Но пока никаких признаков того, что церковь готова прислушаться к мнению паствы, нет. А на втором этаже культурного центра, там, где как раз и проходили так полюбившиеся всем лекции и встречи, мрачно стоят пустые книжные стеллажи.