Новый музей вскоре появится вблизи
города Ржева, в деревне Хорошево. Проект инициирован и финансируется Российским военно-историческим обществом, руководителем которого является министр культуры Владимир Мединский.
Увековечить собираются невеликое, прямо скажем, событие. В августе 1943 года Верховный главнокомандующий совершил короткую поездку в район Ржева. Почитатели Иосифа Сталина называют это "поездкой на фронт". Вранье! За пять месяцев до этого Ржев был уже освобожден от фашистов. Если вояж и заслуживает внимания историков, то только потому, что это была вообще единственная за всю войну поездка Сталина в места, приближенные к боевым действиям. Вождь переночевал в деревенском доме – в нем-то и ведется сейчас полным ходом ремонт, с тем чтобы к 9 мая там открылся музей.
И вот с какой простодушной трепетностью описывает поездку "Тверская газета":
Ночью генералиссимус выходил во двор, любовался рекой, осматривал уцелевшие немецкие блиндажи, гулял по саду
"Доподлинно известно, что выезжал генералиссимус специальным поездом со станции Кунцево со всеми возможными мерами предосторожности – был подобран старый паровоз с полуразбитыми вагонами и даже прикреплена в конце состава платформа с дровами, гравием и песком. Однако салон-вагон дореволюционных времен, в котором и ехал Сталин, был достаточно комфортным, а с виду напоминал чуть ли не товарняк. Переодетая усиленная охрана также сопровождала Иосифа Виссарионовича в этой поездке.
В деревенский дом в Хорошево Сталин прибыл глубокой ночью 4-ого августа и попросил сварить русских деревенских щей. Увидев в доме отменную мебель и посуду, приказал немедленно все это удалить, оставил только кровать и несколько стульев, стол. Кровать попросил передвинуть к окну с видом на Волгу. В полночь начался налет вражеской авиации на станцию Ржев. Разрывы были такой силы, что несколько осколков упали на крышу дома, в котором находился Сталин. Ночью генералиссимус выходил во двор, любовался рекой, осматривал уцелевшие немецкие блиндажи, гулял по саду".
Наутро вождю сообщили победах, одержанных в других, заметим, городах – Орле и Белгороде. Сталин решил отметить это событие артиллерийским салютом в Москве. Вот и весь результат фантасмагорической поездки. Подумать только, страна ведет мучительную войну, задействованы все ресурсы, напряжены все силы, лишения тыла оправдываются лозунгом "Все для фронта, все для победы", но из Москвы тянется набитый челядью тайный состав. А дом колхозницы Кондратьевой ради одной ночевки обставляют особой мебелью, и про посуду не забывают.
К слову, о посуде. На сайте КПРФ размещено упоминание о том, что она будет представлена в сталинском музее: "Среди интересных экспонатов здесь, например, чайный гарнитур, который использовался на государственных приемах в Кремле с участием руководителей страны во главе со Сталиным. Это подарок начальника службы безопасности первого президента России Александра Коржакова".
Дом Кондратьевой в Хорошеве
Дом-музей в деревне Хорошево задуман в точном соответствии с традициями культа личности. Ни слова об ошибках в ведении войны и уж тем более ни слова о репрессиях. В 14 разделах предполагают осветить роль Сталина в возрождении РПЦ (подумать только!), вклад Сталина в Победу, роль Сталина в эвакуации промышленности и прочее в том же духе, вплоть до темы "Сталин как символ советских успехов и побед".
О том, как отреагировали на историко-культурную инициативу в Тверском отделении общества "Мемориал", рассказывает член правления этой общественной организации Сергей Глушков:
Они могут сделать из этого некий символ. Превратить в место поклонения многострадальный город Ржев, пострадавший от войны и, в том числе, из-за неумелого руководства Сталина
– Когда мы познакомились с концепцией музея, это вызвало у нас протест. Мы приняли заявление о том, что такой музей сейчас абсолютно несвоевременен и невозможен, как музей искажающий историю и воспевающий зло. Мы намерены распространить это заявление на всех, где сможем, информационных ресурсах.
– Помимо того, что вы таким образом обозначаете свою позицию, собираетесь ли вы предпринимать еще что-нибудь?
– Мы будем обращаться и к губернатору, и к ржевским властям с вопросом, считают ли они нормальным такой проект. А идея создания этого музея нам представляется довольно утопичной. Мы консультировались с музейными специалистами. Дело в том, что это небольшая крестьянская изба, и невозможно разместить в ней экспозицию, которая, согласно заявленной концепции, должна отражать аж 14 положений, начиная от жизни, деятельности, привычек Иосифа Сталина и кончая его вкладом в послевоенное мировое устройство. Но они просто могут сделать из этого некий символ. Превратить в место поклонения многострадальный город Ржев, пострадавший от войны и, в том числе, из-за неумелого руководства Сталина. Город был практически уничтожен.
– И потери там были катастрофические. Вспомним стихотворение-реквием Твардовского "Я убит подо Ржевом".
– По некоторым данным, это вообще самая кровопролитная битва. Она превосходит по числу потерь и Сталинградскую битву, и другие сражения Второй мировой войны. Речь о двух миллионах погибших бойцов Советской армии. И там особенно нечем гордится, это не была безусловная победа, то есть немцы оставили город, исходя из чисто стратегических соображений.
Многие жители Твери восприняли известие о Музее Сталина с негодованием. Особенно оскорблены те, кто помнит своих родных, которые стали жертвами репрессий. И во Ржеве такие люди тоже есть.
– Тем не менее никто протестовать не предполагает и музей после ремонта благополучно откроют?
– Мы станем следить за развитием событий. Возможно, какие-то действия будут предприняты. Обратите внимание, когда мы запустили эту информацию в интернет, пользователи поначалу восприняли ее достаточно спокойно, но сейчас уже масса негодующих комментариев. Мы будем считаться с общественным мнением, но каким бы оно ни было, позиция "Мемориала" неизменна: такому музею не должно быть места.
Я хорошо знаком с тверскими музейщиками. Это люди разных взглядов, но они все категорически отказываются участвовать в этом проекте. Начиная с известного специалиста по истории Ржевской битвы Светланы Герасимовой и кончая директором областного музея. И с моральной, и с чисто исторической точки зрения создание такого музея они считают неприемлемым.
– Был ли и прежде этот дом местом паломничества?
– Да, был. Туда и специально приезжали, и устраивали там маевки. Есть такие люди, что ж. Это, кстати, очень опасный момент, потому что сегодня фигура Сталина вызывает очень разное к себе отношение. Это раскалывает общество: вбрасывается такой раздражающий поступок, который раскалывает общество. Люди могут попросту начать набрасываться друг на друга. Вы спрашивали меня о наших действиях – тут надо действовать очень осторожно. Мы вовсе не хотим устраивать какие-то столкновения, чтобы сошлись сторонники и противники Сталина и начали мутузить друг друга. Есть такое чувство, что кто-то хочет именно этого, что это провокация.
– Можно и так трактовать. Но, понимаете, когда недавно в Ялте открывали церетелевский памятник "Большой тройке", а там одна из фигур – Сталин, все прошло тихо и торжественно-благостно. Никто ни на кого не кидался. Кто был возмущен, сделали соответствующие заявления. Открытие в вашей Тверской области музея – это просто следующий шаг. За ним могут последовать другие действия, направленные на возвеличивание Сталина. Да и, скорее всего, последуют. Как с этим быть?
– В конце концов, мы не можем сделать общество лучше, чем оно есть. Да, такие умонастроения существуют. А истинная история никого сегодня не интересует, – говорит Сергей Глушков.
После войны в доме Кондратьевой устроили сельскую библиотеку имени товарища Сталина. В ней существовал посвященный вождю мемориальный уголок. В конце 1950-х годов в рамках кампании по развенчанию культа личности экспозицию ликвидировали. Теперь ликвидировали библиотеку. Вроде бы для нее обещают подыскать другое место, но никто ничего конкретного на этот счет сказать не может.