Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, ЮНЕСКО и Инициатива ООН в области образования девочек призывают принять срочные меры по борьбе с гендерным насилием в школьной среде.
Гендерное насилие в школьной среде оказывает негативное воздействие на образование миллионов детей во всем мире. Такие данные содержатся в новом документе, который Всемирный доклад по мониторингу «Образования для всех», ЮНЕСКО и Инициатива ООН в области образования девочек представили сегодня Комиссии по положению женщин.
«За 20 лет, прошедших с момента принятия Пекинской декларации о расширении прав и возможностей женщин, деятельность по борьбе с гендерным насилием и интерес к этой проблеме возросли. Однако гендерное насилие в школе и за ее пределами по большей части остается незамеченным, – заявила глава секретариата Инициативы ООН в области образования девочек Нора Файлз. – В деле искоренения гендерного насилия в школьной среде нельзя полагаться на волю случая. Если мы действительно хотим обеспечить качественное и инклюзивное образование для всех, национальным правительствам, гражданскому обществу и другим партнерам в области развития следует прилагать больше усилий по защите детей и привлечению преступников к ответственности».
Гендерное насилие в школьное среде, к которому относятся словесные оскорбления, сексуальные домогательства и надругательства, телесные наказания и издевательства, может стать причиной увеличения прогулов, плохой успеваемости, непосещения школы, развития низкой самооценки, депрессии, а также беременности и заражения инфекциями, передающимися половым путем, например, ВИЧ. Все это наносит ущерб учебе и благополучию.
При этом реальные масштабы и воздействие гендерного насилия в школьной среде остаются неизвестными в силу отсутствия достаточных данных. В этой связи необходима более полная и надежная информация, проведение сопоставительных исследований и использование сравнительных подходов к сбору данных.
«Совершенно очевидно, что гендерное насилие в школе создает опасную учебную среду для детей во всем мире, особенно для девочек-подростков, – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Школы должны быть для молодых людей убежищем, в первую очередь для тех, кто проживает в неблагополучных или переживающих конфликты странах. Международному сообществу необходимо объединить усилия и повысить качество исследований, чтобы должным образом оценить масштаб и характер гендерного насилия в школьной среде и разработать надлежащие меры по искоренению такого насилия в период после 2015 года».
Исследования показывают, что девочки-подростки наиболее часто подвергаются сексуальному насилию, домогательствам и эксплуатации, в том числе в школьной среде. По данным, 10% девочек-подростков в странах с низким и средним уровнем доходов сообщали о случаях принуждения к половому акту или другим актам сексуального характера в предыдущем году. Исследование, проведенное в Южной Африке, показало, что почти 8% учениц средней школы становились жертвой жестокого сексуального обращения или изнасилования в школе.
Гендерное насилие в школьной среде характерно не только для стран с низким уровнем дохода. Оно представляет собой общемировое явление. Согласно результатам исследования, проведенного в Нидерландах, 27% учащихся подвергались сексуальным домогательствам со стороны работников учебных заведений.Хотя результаты исследований свидетельствуют о том, что сексуальному насилию подвергаются по большей части девочки, более глубокое изучение этого вопроса показывает, что подобное насилие затрагивает и мальчиков. Одной из наиболее документально подтвержденных форм насилия в школе являются издевательства. По оценкам, устным издевательствам ежегодно подвергаются около 246 миллионов мальчиков и девочек. Факторы, повышающие вероятность гендерного насилия в школьной среде, включают хроническую бедность, конфликты и кризисные ситуации, нестабильные условия жизни и дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, инвалидности и этнической принадлежности.
«Нам известно, что гендерное насилие в школьное среде влияет на здоровье и благополучие детей, их участие в жизни школы, обучение и завершение учебы, – заявил руководитель Всемирного доклада по мониторингу ОДВ Аарон Бенаво. – Ликвидация подобного насилия повысит посещаемость и позволит улучшить качество образования и успеваемость. Решение этой проблемы должно стать важной частью любой повестки дня после 2015 года».
Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, ЮНЕСКО и Инициатива ООН в области образования девочек призывают:
- Правительства стран должны внедрить в свою национальную политику и планы действий механизмы предотвращения, защиты и отчетности в отношении гендерного насилия в школьной среде.
- Необходимо повысить качество исследований и мониторинга в целях максимально полной оценки масштабов распространения гендерного насилия в школьной среде, его влияния на обучение детей и факторов риска в разных странах и условиях.
- Учителя, работники здравоохранения, полиция, местные сообщества, религиозные лидеры и организации гражданского общества должны объединить усилия на местном и национальном уровне, чтобы вместе осуществлять эффективные программы по борьбе с гендерным насилием в школе.
- Ликвидация гендерного насилия в школьной среде должна быть однозначно признана важным элементом достижения равенства в образовании и частью образовательной цели в повестке дня в области устойчивого развития на период после 2015 года.
Всемирный доклад по мониторингу программы «Образование для всех», который готовит независимая группа экспертов и публикует ЮНЕСКО, является авторитетным справочным изданием, призванным информировать, оказывать воздействие и обеспечивать сохранение подлинной приверженности идее образования для всех.
Твиттер: @EFAReport
Веб-страница: http://www.efareport.unesco.org
Всемирный блог по вопросам образования: http://efareport.wordpress.com
Фэйсбук: facebook.com/efareport