Кризисные тенденции в экономике в начале года привели к некоторому росту протестных акций. По стране прокатилась первая волна забастовок, массовых пикетов и митингов, и даже были попытки перекрытия транспортных магистралей. Эксперты считают, что по мере ухудшения ситуации протест будет накаляться за счет тех, кто за время стабильности привык к нормальной жизни.
На нескольких автомобильных заводах Калужской области ожидаются массовые увольнения работников. Сокращения персонала ожидаются на Volvo и в компании "ПСМА Рус". Межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация" (МПРА) намерен вести борьбу за права увольняемых по двум направлениям – во-первых, на юридическом уровне в суде, а во-вторых, организуя уличные акции.
Одновременно появилась информация, что на тольяттинском заводе "АвтоВАЗ" в ответ на новые, "французские", стандарты началась "итальянская" забастовка. Часть рабочих пусконаладочного цеха исполняет свои должностные обязанности лишь номинально, сказал журналистам лидер профсоюза "Единство", входящего в МПРА, Петр Золотарев. Рабочие посчитали несправедливым, что они перерабатывают без соответствующей денежной компенсации.
По мнению профсоюзного организатора МПРА Дмитрия Кожнева, забастовок и иных акций протеста следует ожидать в тех отраслях, где будет серьезный спад производства и при этом рабочие кадры являют собой грамотных специалистов. В условиях кризисных тенденций трудящимся остается либо бороться за свои интересы, либо умирать вместе с предприятием.
"Протестные акции ожидаются там, где будет происходить ухудшение материального положения работников, невыплаты зарплат, увольнения. Но протест будет там, где работают такие категории граждан, которые более-менее привыкли к нормальному образу жизни и уважают самих себя. Как показывает практика, люди с очень заниженными стандартами, которые сами себя не уважают, защищать свои права не будут, а будут опускаться еще ниже", – подчеркнул Дмитрий Кожнев. По словам профсоюзного деятеля, существуют такие предприятия, куда охотно берут людей, которым некуда больше идти, даже алкоголиков. Такие работники вряд ли будут сопротивляться.
Дмитрий Кожнев напомнил, что активный межрегиональный профсоюз автопрома зародился на предприятиях "новой экономики", где иностранные инвесторы создавали производство "с нуля". "Тогда было представление, что раз пришла иностранная фирма, то, наверно, там все будет "по-западному", престижно. Поэтому там сконцентрировались люди молодые, более-менее активные. Если вспомнить, как формировался российский завод "Форда", то там более половины рабочих были с высшим и среднетехническим образованием. Некоторые были отставными прапорщиками или офицерами. А когда в одном месте собирается много нормальных, уважающих себя людей, то они начинают бороться за свои права", – рассказал профлидер.
Как отметил Кожнев, в других отраслях промышленности зачастую шли иные процессы. "К сожалению, в 90-х годах в остальной промышленности происходил "отрицательный отбор". Часто там оставались те, кому деваться некуда, кто согласен на любые условия. Молодые и предприимчивые кадры с предприятий вымывались: кто бизнесом стал заниматься, кто в бандиты пошел. И еще важный момент: на старых предприятиях очень своеобразная обстановка внутри коллектива, там работают некие патерналистские схемы. А это тоже не способствует развитию самостоятельного движения работников. Но старым предприятиям остается либо умирать, либо перестраиваться на новые принципы. Те отношения, которые сложились на предприятиях иностранного автопрома, начинают постепенно распространяться и на остальные отрасли", – уверен профлидер.
Дмитрий Кожнев в качестве примера привел "АвтоВАЗ", где перестройка принципов работы и управления привела к росту влияния профсоюза МПРА. "До 2000-х годов это было вполне такое постсоветское предприятие, со всеми характерными чертами и проблемами. Сейчас оно сильно меняется: и личный состав, и требования к нему, и правила. И это создает все больше предпосылок для развития настоящих профсоюзов, ориентированных на коллективные действия, а не на нытье и жалобы", – считает профлидер.
В условиях, когда предприятиям грозит практически полное закрытие, организаторами протестных акций готовы выступить и "традиционные" профсоюзы. Так, о готовности вывести людей на массовые митинги заявляли профкомы Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) и Ростовского завода гражданской авиации №412 (РЗГА). С учетом тесной связи "старых профкомычей" с руководством предприятий, можно предположить, что настоящими инициаторами протеста были директоры заводов. И в Твери, и в Ростове-на-Дону массовые митинги в городских центрах в итоге были отменены. На ТВЗ приехали представители руководства "Трансмашхолдинга" и депутаты и пообещали подписать новый контракт. При этом часть рабочих не удовлетворилась внутризаводским собранием и все равно пошла в центр города – на "встречу с депутатами".
На РЗГА пока удовольствовались визитами донских чиновников, которые обещали написать письма в "Объединенную авиастроительную корпорацию" и силовые ведомства с просьбой разместить заказы на заводе. "При неудовлетворительном решении наших требований мы оставили за собой право на проведение митинга", – уточнил председатель профкома Владимир Сергеенко.
В поселке Мезенское Свердловской области состоялся митинг против закрытия фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Как сообщил корреспонденту "Росбалта" 1-й секретарь обкома КПРФ Александр Ивачев, ранее требования сохранения ФАПов уже выдвигались в ходе других акций протеста, но впервые прошел митинг, посвященный исключительно этой "больной" теме. В нем приняло участие около сотни селян. По словам Ивачева, организаторы рассчитывали на большую массовость, однако население еще "не раскачалось".
"Тема волнует всех. Почему все не приходят – вопрос отдельный. Общаясь с сельскими жителями, узнаем, что абсолютно всех это заботит и волнует. Но на митинг идут неохотно. Вероятно, есть какая-то общая пассивность. И я бы не сказал, что боятся чего-нибудь. Потому что претензии, в первую очередь, к местной власти, и вряд ли участие в митинге как-то повредит участникам. Но или лень, или не привыкли, что можно требовать чего-то и добиваться. Видимо, эта социокультурно-политическая составляющая нашего общества просто еще развита", – констатировал Александр Ивачев.
Всероссийскую акцию протеста педагогов против урезания зарплат намерен в конце весны провести межрегиональный профсоюз "Учитель". Как сообщил сопредседатель профсоюза Андрей Демидов, из разных регионов приходят тревожные вести об ухудшении материального положения работников образования.
"Из Свердловской, Нижегородской, Псковской и других областей приходит информация о том, что начинают урезать зарплаты. Практически во всех регионах учителя говорят, что меняется бюджетное финансирование, сокращается стимулирующий, премиальный фонд и т.п. Мы знаем, что в регионах есть указания, как минимум, на 10% урезать бюджетные расходы. Мы, конечно, против снижения зарплат, потому что учитель и так в России в деньгах не купается, и нельзя говорить, что он получает слишком большую зарплату. И мы против того, чтобы в целях бюджетной экономии жертвовали индексацией. Поэтому мы будем требовать, чтобы правительство изыскало деньги, по фактической инфляции. В целом, протестный потенциал учителей сейчас копится, и, думаю, положение обострится к апрелю-маю, и мы можем ожидать всплеска протестных настроений", – рассказал Андрей Демидов.
Тем временем о готовности учителей приостановить работу из-за задержек заработной платы уже в конце февраля сообщил забайкальский краевой комитет профсоюза образования. Первые трое учителей из школы №4 станции Карымская приостановили работу до выплаты им задолженности.
Экономические проблемы рождают недовольство и рост социальной активности. А это значит, что из надвинувшегося кризиса страна может выйти совсем иной, чем была до него.