Виталий Портников

Виталий Портников


Рейтинг Путина – не рейтинг его популярности, а рейтинг страха.

Действительно ли рейтинг Владимира Путина в России с каждым днем увеличивается? Согласитесь, что в нынешнем росте рейтинга популярности российского президента никакой логики не прослеживается. Да, еще год назад можно было предположить, что россияне в восхищении из-за "бескровной" кражи Крыма и возросшего – с телевизионной точки зрения - авторитета России в глазах международного сообщества. В конце концов, любой буйный алкоголик радуется, когда его собственная страна ведет себя как буйный алкоголик и становится товарищем по несчастью или по счастью, как знать? Но сейчас-то? Рубль падает, цены повышаются, трудящиеся увольняются и даже на фронтах Новороссии – никаких очевидных побед, сплошное перемирие. А Путина любят все больше и больше. Почему?

Российский политолог Глеб Павловский несколько месяцев тому назад назвал российскую социологию "телеметрией", имея ввиду, что она замеряет не подлинное состояние умов населения, а реакцию населения на телевизионные новости. Но это было тогда, когда российский телевизор все еще коррелировал с российским же холодильником, набитым доступными товарами. Сейчас же, когда товаров в холодильнике все меньше, а истерики по телевизору все больше, мы должны говорить о совершенно другом рейтинге – рейтинге страха. Опрашиваемым в России просто страшно признаться, что они не доверяют Путину, что их президент просто обманул их, как малых детей и превратил их относительно благополучную жизнь в ежедневный кошмар с неизвестным финалом. Они не хотят признаваться опрашивающим, каждый из которых может оказаться агентом известных служб. Они не хотят признаваться самим себе, потому что человеку труднее всего сказать себе, что он – идиот и окружают его такие же патентованные, идеальные идиоты.

Так россияне окончательно превратились в советских людей. Ведь в советское время на все вопросы тоже полагалось отвечать исключительно "люблю" – разумеется, когда речь шла о родной Коммунистической партии и ее блистательных руководителях-деградантах. Да, собственно, и опросы никакие не проводились, потому что результаты были заранее известны. Но что интересно: даже когда советский человек оказывался на Западе, в относительно свободной атмосфере и понимал всю глубину пропасти, отделявшей СССР от цивилизованного мира, он все равно не хотел признаться себе, что живет в подвале, только по недоразумению объявленным по телевизору небоскребом. Многие, кстати, до сих пор не признаются – почитайте откровения уехавших из СССР или даже бывших советских республик – и убедитесь. Мне самому на днях написал бывший коллега, работавший в Латвии в русскоязычной газете и оставшийся пламенным патриотом Советского Союза и великой России одновременно. Написал, впрочем, не из Тамбова и даже не из Риги – из Израиля. Но и там он говорит голосом Центрального телевидения, потому что любой другой голос станет диагнозом его собственного идиотизма.

Но это перемещение пламенного русского патриота в Израиль обнадеживает. Потому что в день, когда Путин перестанет быть президентом России, 86 процентов его поклонников тоже переместятся – в любовь к другому кумиру и сладкие воспоминания о времени, когда "Россия вставала с колен". Для защиты своего нынешнего божества они не шевельнут и пальцем – как не шевелили, когда свергали государя императора или запрещали КПСС.

Люди, живущие в страхе, в нем и останутся.