Максим Блант
Опубликовано 18.02.2015 10:00
Первая половина февраля для российской экономики сложилась далеко не так плохо, как могла бы с учетом всех обстоятельств. Цена на нефть марки Brent неожиданно принялась расти, закрепившись сначала выше 50 долларов за баррель, а после пройдя и отметку в 60 долларов и прибавив в цене треть от своих минимальных значений. Рубль начал укрепляться к доллару и евро, а на российском фондовом рынке был отмечен бурный рост, причем энтузиазм инвесторов не только закинул рублевый индекс ММВБ к максимальным значениям с 2011 года, но заставил расти исчисляющийся в долларах индекс РТС, который за две недели вырос на четверть.
Рост нефтяных цен – не единственный и даже не главный источник оптимизма инвесторов в отношении российского рынка. Куда более значимым фактором стали минские переговоры и подписанное в результате 16-часового добровольного заточения участников "нормандской четверки" перемирие. И хотя о смягчении санкций в отношении российской экономики говорить пока рано, все же появился какой-никакой шанс избежать их ужесточения.
Все это заставляет задуматься об уместности сопоставления нынешнего февраля с февралем 2009 года, когда закончился процесс "плавной девальвации" рубля, а заодно и завершилась острая фаза кризиса. Сам экономический кризис тогда еще продолжал развиваться, но финансовая система страны начала постепенно восстанавливаться после пережитых шоков, а вслед за ней стали приходить в норму и прочие экономические процессы. Антикризисная программа правительства, направленная на то, чтобы помочь "пересидеть" финансово-экономические бури "системообразующим" банкам и компаниям, несколько сгладила бы негативные последствия кризиса, и через год уже можно было бы ожидать начала восстановительного роста. В практическом плане повторение того сценария означало бы, что пора избавляться от запасенных долларов и евро и нести рубли на фондовый рынок или в надежные банки, пока высоки проценты по депозитам.
Для России очередной обвал нефтяных цен был бы далеко не худшим вариантом. Он лишил бы Путина ресурсов для все более опасных геополитических игр
Вся беда в том, что нынешняя ситуация серьезно отличается от того, что происходило шесть лет назад, а на пути этого, идеального для нынешних российских властей сценария слишком много подводных камней. Прежде всего, гарантировать соблюдение перемирия, при всем желании, Кремль не в состоянии, даже если исходить из того, что Путин действует рационально и заинтересован в смягчении санкций, которое могло бы оказать дополнительную поддержку российской экономике. А поскольку Ангела Меркель довольно решительно заявила, что это была ее последняя миротворческая попытка, очередная дестабилизация в Донбассе чревата гораздо более жестким ответом со стороны стран Запада, чем мы наблюдали до сих пор.
Канцлера Германии понять можно: ситуация внутри Евросоюза далека от стабильной. Главной угрозой традиционно выступает Греция, новые власти которой не соглашаются на жесткие условия получения финансовой помощи от "тройки" кредиторов и не имеют возможности не только обслуживать гигантский долг страны, но и финансировать свои текущие бюджетные обязательства. И ровно в тот момент, когда в Минске Меркель с Олландом пытались найти компромисс, приемлемый для Путина и Порошенко, в Брюсселе греческий министр финансов в очередной раз отказался подписать соглашение о предоставлении Греции финансового содержания. И если до конца месяца компромисс не будет найден, дефолт и выход Греции из еврозоны становятся наиболее вероятным сценарием. И разразившаяся вслед за этим буря может походя накрыть очередной кризисной волной и Россию. Последствия едва ли будут фатальными, поскольку санкции уже в значительной степени изолировали российскую финансовую систему, но они будут серьезными, поскольку развитие долгового кризиса в Европе способно обрушить цены на сырье к новым минимумам. Такими же последствиями, кстати, чревато и повышение ставок в США, которое может начаться уже в марте.
Как это ни парадоксально, но для страны очередной обвал нефтяных цен был бы далеко не худшим вариантом. Он лишил бы Путина ресурсов для все более опасных геополитических игр и вынудил бы правительство приступить к структурным реформам, о необходимости которых говорится всю последнюю пятилетку.
Максим Блант – экономический обозреватель
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/