Учителей ждет сокращение зарплат и бюрократический невроз
Андрей Демидов
сопредседатель Межрегионального профсоюза сотрудников образования «Учитель»
Бунта учителей власти сейчас боятся даже меньше, чем выступлений врачей. Врачи время от времени митингуют и, более того, устраивают голодовки (как в Уфе осенью 2014 года). Учителя пока больше отмалчиваются. Так что в итоговой версии антикризисного плана правительство спокойно отказывается от индексации зарплат в школах до уровня фактической инфляции (и даже индексация на уровень расчетной инфляции в 6,5% под вопросом). Причина — якобы сверхвысокая в результате реализации «социальных» путинских указов заработная плата российских педагогов.
Местные власти, например, в Воркуте, эти зарплаты начинают понижать. Ведь приказ был рассчитывать стоимость работы учителей от «средней по региону». В экономике дела идут не очень хорошо, растет безработица, «средние» цифры падают, а значит, можно и на учителях сэкономить. Одновременно искусственно завышаются требования к результатам работы педагога для получения «стимулирующих» надбавок. Чтобы не приходилось слишком уж стимулировать.
При этом обязанности учителя в связи с принятием новых федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов педагога и прочих нормативных документов постоянно растут. Попытки учителей добиться снижения этой избыточной нагрузки с помощью петиций закончились ничем. Посвященная царящему в современной российской школе бюрократическому идиотизму петиция учителя русского языка и литературы из Удмуртии, активиста профсоюза «Учитель» Анны Инютиной, которую подписали более 1250 педагогов со всей страны, была передана в Министерство образования и науки РФ. Пустой и звонкий ответ получен. Вместо того чтобы отреагировать на призыв педагогического сообщества (подписанты есть даже из Крыма) не требовать того, что не обеспечено ни материальными, ни человеческими ресурсами, чиновники старательно перечисляют количество отремонтированных школьных крыш, поставленных в них компьютеров, проведенных очных и заочных курсов повышения квалификации. «Готова теперь на баррикады», — коротко, но емко отреагировала на ответ одна из подписантов.
Итак, с одной стороны — резкое падение уровня жизни педагогов. «Продукты, необходимые для выживания, стали съедать весь бюджет. Мы, конечно, еще не на том уровне, когда питаются корками, но все равно уровень очень низкий, и он становится все ниже и ниже», — говорит в прессе петербургский учитель Юлия Корлыханова.
С другой — бюрократическое давление на учителя продолжает расти. «Огромное количество бумаг просто угнетает (рабочие программы на 100 листов, которые никому не нужны, журнал выхода в интернет и тому подобное). Такое количество бумаг, что что-то проводить с детьми сил просто не хватает», — пишет учитель из российской глубинки. Самая тяжелая барщина — проводить больше мероприятий в поддержку «политики партии и правительства».
Рано или поздно на этой почве вырастет, оформится социальный протест. В принципе эту грядущую волну уже можно разглядеть на горизонте. Так, 8 Марта планируют отметить акцией протеста, вернув «женскому дню» изначальный смысл борьбы женской половины общества за свои права, педагоги в Вологодской области. Среди требований: индексация заработной платы педагогов по уровню фактической инфляции, прекращение профанации новой системы оплаты труда.
На 26 апреля объявил межрегиональную акцию протеста профсоюз «Учитель». Требования здесь более широкие. Педагогам обидно, как много времени тратится на игру в «реализацию требований» в ущерб интересам детей, на полноценную работу с которыми времени просто не остается.
Не хлебом единым жив человек, а педагог особенно. 23 февраля 2015 года исполнится 24 года со дня беспрецедентного события — забастовки московских учителей. 23 февраля 1991 года около 350 столичных школ прекратили свою работу на один день. Требования касались не только зарплат, хотя ситуация с ними была тогда напряжена до предела. Более важным, по воспоминаниям лидеров той забастовки, казалось требование обеспечить свободу творчества учителя. Кажется, это вновь актуально.