Российские чиновники запутались в ценах

 

Тэги: цены, инфляция, торговля, продукты питания, правительство, росстат, прокуратура, госрегулирование цен


цены, инфляция, торговля, продукты питания, правительство, росстат, прокуратура, госрегулирование цен Фото Reuters

У российских властей нет ясной позиции, что делать с ценами на продукты питания в стране. Власти бросают, казалось бы, все силы на ежемесячные, еженедельные и даже уже ежедневные мониторинги и уверяют население, что ситуация под контролем.

В гонке мониторингов участвует специальная межведомственная правительственная комиссия, ее возглавляет Аркадий Дворкович, в составе комиссии – представители Минэкономразвития (МЭР), Минсельхоза, Минтруда, Минпрома, Минфина, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Центробанка, Росстата. Также в гонке участвуют Общественная палата, губернаторы и теперь даже Генпрокуратура, которая тоже будет следить и за ценниками в магазинах, и за тем, как за этими ценниками следят другие ведомства.

Но пока весь этот контроль приводит лишь к еще большей неразберихе, как в поговорке «У семи нянек дитя без глаза». Цены растут, и чем больше ведомств отчитываются, тем труднее понять, как именно они растут – катастрофично или нет, обоснованно или нет; в каком звене они растут – в оптовом или розничном.

Например, прокуроры Самарской области ранее сообщили, что всего за полгода – в январе 2015-го к августу 2014-го – в регионе огурцы подорожали на 544%, белокочанная капуста – на 353%, гречневая крупа – на 276%, яйца – почти вдвое (на 80%), свинина и говядина – почти на 80%. У Росстата нет таких цифр, даже если брать годовой период. По последним данным Росстата, в декабре 2014-го к декабрю 2013-го в Самарской области огурцы свежие подорожали чуть более чем на 10%, капуста белокочанная – примерно на 58%, гречневая крупа-ядрица – в два раза (на 107%), яйца – чуть более чем на 10%, говядина – почти на 11%, свинина – на 36%.

Ведомства объяснили бы расхождения в своих данных тем, что у них разные методики подсчета, разные выборки и т.п. Однако проблема в том, что расходятся не просто цифры. Сами сигналы ведомствами подаются принципиально разные: одно дело, когда некоторые социально значимые продукты питания дорожают с многократным опережением инфляции – и тогда это действительно проблема. Другое дело, когда рост цен на социально значимые продукты почти укладывается в рамки официального показателя инфляции – и тогда рано бить тревогу.

Что власти поймут о проблеме по таким мониторингам? Какие управленческие решения им надо принять, чтобы решить проблему? И, кстати, какую именно проблему им надо решать? Так что неудивительно, что в подобной путанице с исходными данными власти не могут выработать единую позицию по ценообразованию в стране.

В некоторых регионах местные власти все чаще высказываются в пользу государственного регулирования цен. В Крыму усиливается госконтроль как над предприятиями, так и над ценами и посредниками. Калининградские власти уже направляли в Минэкономразвития обращение с просьбой установить в регионе фиксированные розничные цены на некоторые социально значимые продукты питания.

В Минэкономразвития, однако, не в восторге от такой идеи. Вчера глава МЭР Алексей Улюкаев высказался против госрегулирования цен, назвав эту меру непродуктивной, чреватой дефицитом товаров.

И одновременно с этим вице-премьер Аркадий Дворкович вчера сообщил, что правительство через месяц-полтора внесет в Госдуму свои предложения по совершенствованию закона о торговле. В списке предложений будет в том числе идея регионов ограничить торговую надбавку на социально значимые товары. «Мы посмотрим, как это более четко можно прописать в законодательстве», – сказал Дворкович. Получается, и в самом федеральном правительстве не разобрались, чего от госрегулирования цен больше – пользы или вреда. Есть опасность, что за эти месяц-полтора власти еще больше запутаются, с какими именно ценами им надо бороться и как.