С такой инициативой комиссия Общественной палаты РФ по вопросам общественной безопасности обратилась к главе МВД Владимиру Колокольцеву
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Сегодня обучение в российских автошколах и сдача экзамена в ГИБДД проводятся только на автомобилях с левосторонним расположением руля. Однако в России насчитывается порядка 2,2 млн праворульных машин. Первый заместитель председателя комиссии ОП по общественной безопасности Дмитрий Чугунов обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву (письмо есть в распоряжении «Известий») с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», которые разрешили бы прием экзаменов, а также прохождение обучения на автомобилях с правосторонним расположением руля.
Член ОП считает, что у потенциальных водителей должен быть выбор — учиться на автомобиле с левым рулем или правым, а для этого необходимо модернизировать системы обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения.
— Когда еще неопытный водитель пересаживается на автомобиль с правым рулем после обучения на левом, он представляет серьезную опасность для жизни и здоровья всех участников дорожного движения. А ведь у нас в стране каждая пятая иномарка — праворульная, — пояснил Дмитрий Чугунов.
Член ОП РФ рассказал, что инициатива пришла с Дальнего Востока от Общественной палаты Амурской области, где уже активно обсуждалась совместно с экспертным сообществом и представителями власти.
— В первую очередь на количестве праворульных машин в стране сказалась исторически сложившаяся близость с Японией. Во многих регионах восточной части России их сегодня заметно больше, чем леворульных, — добавил общественник.
По его словам, если инициатива будет поддержана в МВД, обязательно состоится ее дальнейшее обсуждение на площадке Общественной палаты РФ в рамках слушаний.
В пресс-службе ГУОБДД МВД России отметили, что к ним это обращение пока не поступало. После того как документ будет передан для проработки, с ним ознакомятся профильные эксперты и сформируют свою позицию.
Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев отметил, что профессиональное сообщество в сфере обучения автомобилистов серьезно обеспокоено тем, что в прошлом году изменились требования к образовательным учреждениям и гражданам, желающим управлять автомобилем с правым рулем.
— В Приморском крае 83 учебные организации были вынуждены обновить свои автопарки, поскольку к учебному процессу госавтоинспекция не допускает автомобили с правым рулем. В то же время мы считаем, что с этим решением поспешили, зная что в России более 2 млн иномарок с правым рулем. На Дальнем Востоке это почти 80% от общего числа машин. Конечно, можно было оставить старые условия, — отметил Сергей Лобарев.
Председатель Общероссийского общественного движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отметил, что это предложение общественников противоречит утвержденному техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, в котором прямо оговорено, что праворульные машины не подлежат эксплуатации на территории РФ.
— Думаю, что ввоз новых автомобилей с правым рулем скоро будет перекрыт этим техрегламентом, поэтому принимать такое предложение не нужно. Разумеется, машины, которые уже ввезены, будут продолжать эксплуатироваться. И те, кто ездят на правом руле, не нуждаются в обучении, а учить новых людей водить праворульные машины не стоит, если мы не собираемся переходить на левостороннее движение. На мой взгляд, государство должно избрать тактику вытеснения праворульных автомобилей с наших дорог. Не резкого запрета, а создания условий, при которых людям будет выгоднее покупать леворульные машины. Это ведь неадекватная ситуация, когда в целых регионах движение правостороннее, а машины при этом праворульные. Но раз уж так сложилось, нельзя запрещать ездить на них, но и поощрять тоже не надо, — отметил Виктор Похмелкин.
По его словам, в первую очередь необходимо постепенно освобождать от праворульных машин Дальний Восток и Восточную Сибирь, но это должно делаться мягкими экономическими методами.
— У жителей восточных регионов есть возможность покупать леворульные машины по адекватным ценам — например, корейские. Большинство людей в этих регионах ездят на праворульных машинах вовсе не потому, что они им очень нравятся. Просто они были более доступны по цене и вместе с тем хорошего качества. Естественно, они выигрывали у более дорогих леворульных иномарок и тем более у отечественных автомобилей, — добавил эксперт.