Сегодня ЕСПЧ признал жестоким и нарушающим частную жизнь граждан существовавшую с 1994 по 2003 годы в Латвии схему обмена тайно изъятых тканей человека на медицинское оборудование. Ткани шли на переработку в фармацевтическую компанию Германии производства био-имплантантов для пластических операций, в Латвию в обмен поступало медоборудование. К сожалению, Россию ждут аналогичные решения, если дело Алины Саблиной не будет рассмотрено объективно

ЕСПЧ ПРИНЯЛ ПРОТИВ ЛАТВИИ УЖЕ ВТОРОЕ АНАЛОГИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗА ПОЛГОДА

Европейский Суд по правам человека принял сегодня постановление по делу Мис Элберты против Латвии (жалоба N. 61243/08). Дело касалось удаления судебно-медицинскими экспертами тканей от умершего мужа заявительницы после его смерти, без ведома жены или согласия.

В тайне от Мис Элберты на основании государством одобренного соглашения ткани были удалены из тела ее мужа после вскрытия и отправлены в фармацевтическую компанию в Германию для создания био-имплантантов, для использования при проведении пластических операций, например, груди.

Мис Элберта узнала об изъятии органов только спустя 2 года после смерти мужа, когда в Латвии было начато уголовное расследование в связи с обвинениями в широкомасштабном незаконном изъятии органов и тканей от трупов. Однако, местные власти так и не возбудили уголовное дело.

Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека, а также нарушение статьи 3 (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) Конвенции (текст пресс-релиза на английском, текст постановления Суда на английском). Это уже второе решение против Латвии с июня 2014 года. Первое решение было по делу Петровой против Латвии.

ТАКИЕ ЖЕ РЕШЕНИЯ ЖДУТ РОССИЮ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ОБЪЕКТИВНО РАССМОТРЕНО ДЕЛО АЛИНЫ САБЛИНОЙ

Европейский Суд установил, в частности, что латвийский закон в отношении получения согласия на изъятие органов, тканей был недостаточно ясным, не дающим адекватных правовых гарантий защиты от произвола: хотя закон и устанавливал правовые рамки, позволяющие ближайшим родственникам выразить согласие или отказ относительно изъятия тканей у трупов их родственников, тот же закон не четко определил соответствующие обязанности медперсонала на получение согласия.

Далее Суд пришел к выводу, что Мис Элберте пришлось пройти долгий период неопределенности о характере, манере и цели удаления тканей из тела ее мужа, период подавленности. Суд также подчеркнул, что в такой специфической области как трансплантация органов и тканей, к организму и телу человека должно быть особенно уважительное отношение, даже после смерти человека. Суд взыскал с Латвии в качестве компенсации морального вреда 16000 ЕВРО.

Ситуация на 100% напоминает действующую российскую ситуацию по делу Алины Саблиной. У родственников есть право дать согласие, но у врачей нет обязанностей его спрашивать. В результате с 1992 года органы у трупов изымаются для трансплантаций (или для фармакологических компаний) в тайне от родственников.

ТКАНИ В ОБМЕН НА ОБОРУДОВАНИЕ

Особое внимание привлекает факт существования с 1994 по 2003 годы в Латвии схемы обмена тайно изъятых тканей человека на медицинское оборудование. Ткани шли на переработку в фармакологическую компанию Германии. В Латвию в обмен поступало медоборудование. Ежегодно ткани от 150 трупов обменивались на оборудование. Это цифры Латвии с 2-х миллионным населением. Остается только догадываться или просто умножить, чтобы узнать примерную цифру незаконных изъятий органов и тканей в России.

КУДА УШЛИ ПРОПАВШИЕ 4 ОРГАНА АЛИНЫ САБЛИНОЙ

Не исключено, что дело Алины Саблиной - начало вскрытия таких же "обменов" (другими словами "торговли") органов в России. Сегодня же волонтер-трансплантолог в отставке из одного Уральского города поделился с юристами семьи Саблиных тем, что изъятая из тела Алины и пропавшая нижняя полая вена могла быть использована для материалов, которые идут на склеропластику (операция на глаза). Используются ли другие органы как сырье для производства лекарств и препаратов и каков эквивалент обмена еще предстоит выяснить судебному следствию.

В 15-00 29 января 2015 года в Замоскворецком районном суде (каб. 414) продолжится судебный процесс по делу Алины Саблиной. На этот раз с участием трансплантологов - в качестве ответчиков вызвана организация, трансплантологи которой изъяли 7 органов Алины, 4 из которых пропали. Это Московский координационный центр органного донорства (МКЦОД).

2015-01-13