В Вологодской области отменены все пригородные поезда. Правительство России тем временем обещает компенсировать расходы РЖД на нерентабельные электрички.
Иван Беляев
Правительство России намерено потратить 25 миллиардов рублей на сохранение объемов пригородных железнодорожных перевозок. Таким образом будут компенсированы расходы РЖД на организацию пригородного сообщения. В конце года появилась информация, что часть электричек в двадцати регионах России может быть отменена, поскольку у местных властей не хватает на них денег. Так с 1 января прекратилось пригородное сообщение в Вологодской области.
Поселок Волонга расположен всего в 60 километрах к северу от Вологды. Пока на станции останавливались электрички, жители поселка могли свободно и относительно недорого перемещаться по области. Многие ездили в город на работу, многие сами работают на железной дороге.
Когда электрички начали отменять – а началось это еще летом, все в корне изменилось. Ближайший автобус приходит на станцию Семигородняя в 12 километрах от Волонги. При этом автобусы идут гораздо дольше – прямой дороги до Вологды нет. Да и сами автобусы гораздо менее удобны, чем электрички. Говорит староста поселка Лидия Ильина:
– Он сейчас ходит днем, он из Вологды выходит в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. А вечером пока ходит каждый день. Но автобусы такие ужасные, просто даже не сказать, что это для пассажиров.
График движения для жителей станции тоже неудобен. Рассказывает муж старосты Виктор Ильин:
– У меня Лида ездит в Вологду. Но мне пацаны пригнали "ниву", я ее до автобуса свезу в Семигороднюю, она уедет, а я тут все сделаю: у меня две коровы, три быка да пять собак, куры, кошки. Вечером опять надо ехать, а мне бы это и ни к чему, гонки такие устраивать, даром что и на машине. А вот если бы ребята не пригнали "ниву", так пришлось бы на тракторе. Мне, значит, надо ночь не спать, пока я его прогрею да заведу.
Официальное объяснение отказа от электричек – их убыточность. Областной бюджет не возмещает железной дороге полную стоимость перевозок. Однако, как уверены в Волонге, тех, кто работает в городе, могли бы возить и рабочим поездом РЖД.
Говорит пенсионерка Лия Белавина:
– Так ведь рабочий поезд идет – пустая платформа! Один вагон, телятник. Да если бы он десять вагонов тащил, он бы меньше энергии тратил и быстрее бы шел. И над людями как дразнятся. Тут у них не убыток, а где четыре вагона возили битком, билет от Вологды до Волонги 130 рублей – там убыток!
Впрочем, даже тем, кто трудится на железной дороге, ездить рабочим поездом неудобно.Любовь Егорова – кочегар-машинист на одной из соседних станций. По ее словам, добираться на работу стало гораздо сложнее:
– В выходные он не ходит, а мы же работаем по сменам. Вот мне завтра на работу, а сегодня уже надо ехать на смену. Нечем добраться, автобусы туда не ходят, к нам не ходят, в Печаткино не ходят, ездить в больницу не на чем. Деньги не снять, копейки несчастные. У нас вся жизнь в электричках, мы уже все болеем, что их нет. У нас девочки работают в Вологде в железнодорожной больнице, ездят тоже кое-как. Есть у нас молодые, они, может, и стали бы работать, но не на чем ездить. Меня еще с горем пополам путейцы возьмут на мотовозе, да тоже – я ведь не путейский работник. Хоть пешком иди. И работу никак нельзя бросать, жить не на что.
Некоторые мужчины из поселка нелегально добираются до Вологды на платформе рабочего поезда – и это в разгар зимы. Говорит еще одна пенсионерка из Волонги Лидия Елисеева:
– А вот поехал у меня муж пенсию получать. Я ему говорю: садись, все равно залезай. А если скажут, что выгонят, говори: везите до милиции. На перегоне не выходи, пусть тебя везут и сдают в милицию тогда.
В последних попытках договориться с железнодорожниками область предлагала новые тарифы. 10-километровая зона обходилась бы каждому пассажиру в 52 рубля. Это предложение было отклонено, но и оно не кажется жителям поселка хорошим. Ведь тогда билет от Вологды до Волонги подорожал бы в два с лишним раза. Говорит Лия Белавина:
– Два раза съездил, вот и пенсия – а зачем жить? А работники ездят в охрану? Восемь тысяч, больше не заработаешь в Вологде, как от нас едут. Так на один только билет надо работать. Люди все без работы сидят. Молодые мужики ко мне идут, дай, пожалуйста, денег в долг. А где у меня деньги? У меня внучка в институте учится, без отца живет, надо помогать, откуда я возьму деньги в долг?!
Староста поселка напоминает: ни районные, ни областные власти помочь жителям Волонги не в состоянии:
– Вот, куда бы мы ни обращались. Ну хотя бы раз в неделю, но чтобы досюда! Везде отказ – нет пассажиропотока. А губернатор... Я не знаю. Мы, конечно, напрямую обращаемся в сельское поселение. Глава говорит, что она везде обращается и везде напоминает, что осталась такая станция без сообщения.Те, у кого есть машины, могут доехать до Семигородней в магазин. Остальным приходится ждать автолавку, которая приходит один раз в неделю. Но в плохую погоду она может и не добраться до станции, опасается Лия Белавина: Это мы хуже– Вот нападет снегу, тракторов нет чистить дорогу, машина не придет, она не всегда к нам ходит зимой. Пурга, так им не выехать. Электрички были отменены в области не сразу – один рейс за другим сокращали с лета прошлого года. Но с начала зимы все, кто привык жить у железной дороги, все больше обозлены. Говорит Лия Белавина:
– Это мы хуже Луганска, хуже Украины живем. Так им хоть помощь дает Россия, а нам помощи нету, леший с тобой!
Переговоры между Вологодской областью и РЖД зашли в тупик. Уже с этого года подвижной состав пригородной пассажирской компании начнут перегонять в другие регионы. Это значит, что потом восстановить сообщение будет гораздо сложнее – придется закупать электрички заново, набирать новые локомотивные бригады и так далее.
А стало быть, жителям Волонги и десятков других таких же станций придется привыкать к новым реалиям.