Системы постоянного отслеживания самолетов не используются повсеместно из-за их высокой стоимости
Джордж Путич
31.12.2014 16:15
2014 год выдался неблагополучным с точки зрения авиационной безопасности: два широкофюзеляжных лайнера при невыясненных обстоятельствах потерпели крушение и упали в море – погиб 401 человек. В обоих случаях связь с самолетами была внезапно потеряна еще до того, как пилоты успели сообщить о возникновении проблем.
Широко известно, что самолеты, летящие на большие расстояния над океаном и далеко от суши, оказываются вне зоны действия береговых радиосистем и радаров.
Спутниковая связь и технологии навигации, такие как GPS и спутниковые телефоны, позволяют поддерживать связь с самолетами и определять их местонахождение.
Причина, по которой такие технологии не применяются повсеместно, заключается в их стоимости, отмечает профессор электротехники из Университета Огайо Майкл Брааш: «Способность передавать сообщения через спутниковые сети – это статья расходов, которая, до недавнего времени, не была столь уж необходимой для поддержания ежесекундной связи с самолетом».
Пилоты обязаны периодически выходить на связь и сообщать о местонахождении самолета диспетчерам, чтобы оно было известно системе Управления воздушным движением (УВД). Впрочем, в экстренных ситуациях, когда решение необходимо принять за доли секунды, у них зачастую не хватает времени на звонок.
В декабре Международная ассоциация воздушного транспорта опубликовала отчет, в котором рекомендовала оборудовать каждый самолет автоматической системой передачи данных о местоположении судна – независимой от пилота.
По словам Брааша, некоторые из авиалиний, входящих в ассоциацию, не спешат выполнять эту рекомендацию: «В основном, это вопрос дополнительных расходов и введения системы, с форматом и стандартами которой все согласны. Технически это никакой сложности не представляет».
Кроме того, некоторые пилоты с опаской относятся к появлению на борту автономной системы, которую невозможно отключить в случае пожара. Пока из всей техники на борту пилот не может контролировать только бортовые самописцы – так называемые «черные ящики».
По словам Брааша, после катастрофы самолета Malaysia Airlines в марте стало ясно, что необходимо что-то предпринять. «Мы потеряли широкофюзеляжный самолет и до сих пор понятия не имеем, где он. Это просто абсурд», – говорит он.
Тем временем США и Европа готовятся ввести систему под названием «Автоматическое зависимое наблюдение-вещание» (АЗН-В), которая может периодически докладывать диспетчерам и пролетающим рядом самолетам о местоположении воздушного судна. В Европе система станет обязательной для некоторых видов самолетов с 2017 года, а в США – с 2020-го.