28 декабря в 13. 00 часов в столице начался митинг владельцев валютной ипотеки, протестующих против грабительской политики Центробанка. Под Крымский мост, располагающийся в районе Парка Горького, стекалось множество людей – пострадавших заемщиков, активистов и представителей разных общественных объединений и партий. По общениям РБК, в целом на митинге собралось около двух тысяч людей, в том числе, приехавших их других регионов, в частности, из Санкт-Петербурга и Самары.
Основным требованием митингующих стал запрет ипотечного кредитования в валюте. Миф о том, что долларовые кредиты даются под низкий процент, для пострадавших заемщиков развенчан давно. Как и красивые сказки о заботливом президенте и перекладывание вины на банки, которые доят людей. Кто как не правительство в ответе за то, что происходит с экономикой страны последние пятнадцать лет?
Ситуации у пострадавших заемщиков похожи как две капли воды. Они решили купить квартиру, и поскольку в нашей стране этот вопрос стоит особенно остро, решили обратиться в банки за кредитом. Банки настойчиво в кредитах отказывали, предлагали кредит в валюте… И граждане, у которых не оставалось иного выхода, решили приобрети квартиру по ипотечному кредиту за валюту. Многие из них платили исправно долгие шесть или семь лет, а потом в связи с ростом курса доллара, поняли, что не могут осилить бешено подскочившие платежи. Задолженность по кредиту росла как снежный ком.
«Наша квартира сейчас, — возмущаются обманутые заемщики, — стоит меньше, чем мы должны банку. Продать квартиру в таком состоянии мы не можем. И мы вынуждены обращаться в банки за реструктуризацией кредита, мы не отказываемся платить по адекватному курсу».
Число пострадавших от Центробанка исчисляется тысячами семей.
«Банки зарабатывают на заемщиках несколько раз, — говорят валютные ипотечники, — На разнице выданных нам кредитов банки привлекают финансирование на внешних рынках по низкому проценту – по два-три процента. Нам же банки предлагают валютные кредиты по 9-13% годовых. Они получают огромную выгоду.
Второй раз банки зарабатывают на заемщиках, когда закладывают наши ипотечные портфели, чтобы выдавать потребительские кредиты, загоняя их заемщикам под 40% годовых»
Центробанк занял практически попустительскую позицию: он готов поддерживать коммерческие банки, и при этом не рассматривать заемщиков, как полноценных участников операций. При обращении в банки каждый из них подавал справки о доходах в рублях, и банки оценивали их доходы. Почему в таком случае сотрудник банков навязывают им именно валютную ипотеку?
Нам нужно понять, почему все это происходит, — обратился к собравшимся Николай Авдеев, — нужно отдавать отчет, почему происходит сокращение образования, ликвидация медицины. Чем было занято Правительство пятнадцать лет? Почему оно деньги от нашей с вами нефти, газа и других ресурсов возят в Америку и Европу, а нам впаривают ценные бумаги и кредиты под бешенные проценты? А мы почему-то терпим. Не лучше ли накопленные средства и прочие фонды пустить на развитие отечественного производства и сельского хозяйства?»