Искусная дипломатия в условиях российской агрессии против Украины высоко оценена западными экспертами
Виктор Васильев
26.12.2014 16:35
МОСКВА – По версии британской газеты The Times канцлер ФРГ Ангела Меркель стала «Человеком года» – так журналисты и опрошенные ими экспертами оценили ее ведущую роль в сохранении стабильности на континенте в условиях «возрождающейся российской агрессии в Восточной Европе». Посвященная ей редакционная статья озаглавлена красноречиво: «Женщина, которая нужна нам в мире, полном опасных мужчин».
Ангела Меркель руководит Германией скоро как десять лет. Выбранная канцлером в 2005 году, она стала первой в истории страны женщиной, достигшей таких вершин. После этого Меркель еще дважды переизбиралась на этот пост. Срок ее полномочий истекает в 2016 году. Пока неизвестно, будет ли она баллотироваться вновь.
В мае нынешнего года американский журнал Forbes в девятый раз признал Меркель самой влиятельной женщиной в мире.
По мнению The Times, немецкий канцлер удостоена номинации «главным образом потому, что взяла под свой контроль напряженные переговоры Запада с президентом Владимиром Путиным после аннексии Крыма». Газета охарактеризовала ее как «незаменимого деятеля».
Заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова считает, что Меркель вполне заслуживает такого высокого признания.
«Конечно, в Европе, России и даже внутри самой Германии существуют разные оценки Меркель, есть люди, весьма недовольные ее политикой, – отметила она в интервью Русской службе «Голоса Америки», – Но здесь важны критерии оценки. Вот в прошлом году Путин был назван (тем же изданием – ГА) человеком года за его участие в урегулировании сирийского кризиса, хотя мы знаем, что к нему тоже многие очень по-разному относятся».
Несмотря ни на что, нельзя не признать роль Меркель в налаживании контактов с Россией в контексте украинского кризиса, утверждает Арбатова.
«Да, она выступала за санкции, – констатирует эксперт. – Это, разумеется, не может нравиться в России. Но канцлер неустанно вела переговоры с Владимиром Путиным по урегулированию конфликта. А самое главное, что ее политический стиль отличает реализм, невозмутимость, четкое представление, чего она хочет добиться, умение находить компромисс».
По ее словам, несмотря на приверженность политике санкций, Меркель неоднократно выступала за дипломатическое урегулирование украинского кризиса и отвергала всякие нападки на нее со стороны тех, кто выступал за более жесткие меры в отношении России.
«Здесь, конечно, важна еще роль самой Германии как страны-лидера в Европейском союзе, хотя опять-таки далеко не все довольны этой ролью, –подчеркнула Арбатова. – Два эти фактора – роль Германии и личные качества Меркель, на мой взгляд, обоснованно делают ее человеком года».
Формулируя заслуги Меркель, The Times выделяет среди прочего ее «центральную роль в сохранении европейской безопасности в период возрождающейся российской агрессии в Восточной Европе».
С точки зрения Арбатовой, это достаточно спорная оценка, которую она не разделяет.
«Потому что о возрождение агрессии России в Восточной Европе речь не идет, – пояснила она. – Это идеологическая оценка. Ведь нельзя объяснить только этим весь сложившийся вокруг Украины кризис. Мы должны вернуться к его истокам, к тому, что он стал результатом столкновения двух региональных стратегий, где Украина играла ключевую роль и для России и ЕС».
Заведующая отделом Центра европейской интеграции отметила, что Меркель очень осторожна и не поддается воинственным заявлениям более консервативных политиков в Европе, которые выступают за все большее и большее ужесточение мер в отношении к России.
«В ней нет никакого экстремизма. Она много раз говорила, что Россия остается важным соседом и с ней надо строить отношения», – резюмировала она.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов также не согласен с формулировкой британской газеты.
«Была совершенно другая геополитическая ситуация, где Меркель достаточна последовательно представляла европейскую, евроатлантическую точку зрения, – рассуждает он в комментарии «Голосу Америки». – В этом смысле она заслуживает признания. А с точки зрения сущностных подходов, тут вопрос дискуссионный».
Сама Меркель об агрессии в таком ключе не говорила, настаивает эксперт.
«Она заявляла о необходимости восстановления статус-кво в отношении Крыма и Украины, – уточнил он. – Тема возникновения угрозы (со стороны РФ – ГА) для Польши и Прибалтики раздувалась определенными кругами. Но Меркель подобных высказываний не допускала. Это надо четко различать».
По его мнению, жесткая позиция, занятая Меркель в связи с аннексией Россией Крыма, стала неожиданностью для Кремля и лично президента Путина.
«Это было видно по его заявлению 18 марта (на другой день после введения санкций ЕС – ГА), – полагаетБелов. – Он рассчитывал на понимание Германии, но не встретил его. Владимир Путин не понял, почему немцы были так шокированы этим событием».
Как представляется политологу, это была ошибка.
«По-видимому, он считал, что немцы с благодарностью за участие Советского Союза в объединении Германии пойдут навстречу России или, по крайней мере, попытаются понять ее», – предположил российский германист.
Кроме того, по мнению руководителя Центра германских исследований Института Европы, проводимая Меркель политика в отношении России не сказалась негативно на авторитете канцлера внутри страны, как это нередко преподносится в российских медиа.
«Традиционно внешняя политика играет подчиненную роль в Германии, –сказал он. – Высшее экономическое руководство страны, включая министра экономики и руководителей союзов, поддержали Меркель. Недовольство бизнеса касалось санкций, а не жесткой позицией Берлина по действиям России в украинском кризисе».
Это тоже нужно различать, уверен Белов.