Наталья Старостина, Елизавета Антонова
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось к финансовому омбудсмену России Павлу Медведеву с просьбой оказать содействие валютным вкладчикам, пострадавших от незаконных действий нескольких банков. Альфа-банк, а также банки «Траст» и «Финансы и кредит» (в котором сегодня началась санация), отказываются вернуть клиентам денежные вклады в иностранной валюте после расторжения договора, отмечают в ОЗПП. В банках не объяснили РБК, по какой причине не выдают вклады в валюте
О своем обращении к бизнес-омбудсмену Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) сообщило РБК. Речь идет о банках Альфа-банк, «Траст» и «Финансы и кредит», пояснили в ОЗПП.
«Вышеназванные банки отказываются выполнить требования вкладчиков – вернуть в день расторжения договора денежные вклады в иностранной валюте: долларах США и евро, а также мультивалютные вклады», – сообщили в организации. Установленная банками процедура не позволяет сделать это, отметили в пресс-службе ОЗПП.
Клиенты данных банков рассказали ОЗПП, что после расторжения договора и просьбы вернуть вложенные средства банки только «кормят» их обещаниями и под разными предлогами заставляют ждать неделю, иногда и больше. При этом часто они требуют от своих клиентов предоставить непредусмотренные законом документы и написать объяснительную с мотивировкой, по какой причине потребитель решил расторгнуть договор. Со времени начала финансового кризиса ОЗПП получило более 30 жалоб потребителей на неправомерную задержку с выдачей вклада, отметили в организации.
Подобные действия банков грубо нарушают права потребителей, вкладчики лишаются того, что им было гарантировано договором и законом, настаивают в ОЗПП. Общество защиты прав потребителей ссылается на ст. 837 ГК РФ: «По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором».
В пресс-службе Альфа-банка сообщили, что вкладчики должны заранее предупреждать банк о закрытии вклада. «При расторжении договора на хранение депозита в банке, как в рублях, так и в валюте, клиент может воспользоваться банкоматом и снять денежные средства с экспресс-счета, – сообщили РБК в пресс-службе банка. – По практике всех банков, клиенту, который хочет отказаться от депозита и снять крупную сумму денежных средств не через банкомат, а через кассу, необходимо сделать предварительный заказ, поскольку в отделении этой суммы денег единовременно может не оказаться».
В пресс-службе банка «Траст» также не ответили на запрос РБК по поводу невыдачи валютных вкладов клиентам. Между тем 22 декабря ЦБ сообщил о решении провести санацию банка. Источники РБК уверены, что банк не справился с оттоком вкладов. В ближайшее время из крупных банков будет выбран санатор для «Траста».
Запрос в украинский банк «Финансы и кредит» остался без ответа.
Между тем пресс-служба Роспотребнадзора сообщила, что ведомство создало две рабочие группы, которые будут следить за «соблюдением прав потребителей при оказании услуг потребительского кредитования в иностранной валюте и законодательства, регулирующего порядок банкротства физических лиц».