Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой в первом чтении более трех лет назад и только сейчас подготовлен Комитетом по природным ресурсам Думы ко второму чтению. Союз потребителей Российской Федерации, ознакомившись с редакцией законопроекта, которая выносится Комитетом на второе чтение, а также с замечаниями и предложениями представителей экспертного сообщества и отраслевого бизнеса, заявляет, что его принятие в нынешнем виде будет противоречить интересам потребителей, задачам обеспечения экологической безопасности, антимонопольному законодательству и целям административной реформы, а также способствовать повышению коррупционных рисков.
Прежде всего, принятие такого законопроекта приведет к существенному увеличению жилищно-коммунальных платежей населения, поскольку им предусматривается включение в состав платы за коммунальные услуги нового платежа - «за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами», а также предоставление властям субъектов Российской Федерации права по наделению юридических лиц или индивидуальных предпринимателей статусом «регионального оператора по обращению с отходами» и лишение «рядовых» операторов по обращению с отходами права отказаться от заключения договора с «региональным оператором». Кроме того, предлагается вернуть лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации (использованию) отходов производства и потребления I-IV классов опасности, за которое операторы будут платить. И эти расходы тоже в конечном счете оплатят потребители.
В настоящее время в большинстве регионов России жители платят только за вывоз отходов, а утилизация (речь в основном идет о захоронении на свалках) оплачивается из бюджетов. Введение платы «за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами» - скрытый налог, так как проконтролировать получение услуги «вывоз ТБО» потребитель может, а вот что дальше с ними будет ему проконтролировать невозможно.
Реально предлагаемый механизм направлен на переложение расходов по переработке ТБО на население и создание монопольных структур в регионах, похожих на фонды капитального ремонта, что позволит законсервировать существующие малоэффективные и экологически опасные способы утилизации ТБО, в основном путем захоронения на свалках.
Предлагаемая система работы с ТБО ориентирована также на использование таких дорогостоящих технологий, как сжигание мусора. Стоимость современного крупного мусоросжигательного завода сопоставима со стоимостью ядерного реактора из-за очень дорогих систем очистки газов. Лоббисты устаревших и дорогостоящих технологий сжигания мусора, а это в основном нескольких зарубежных компаний, заинтересованных в строительстве новых мусоросжигательных производств, отлично понимают, что получить средства из бюджета будет трудно, и предлагают перенести расходы на население. Опасность использования этих технологий доказана. Выделяемые при сжигании мусора диоксины способны вызывать онкологические заболевания у людей.
При этом существует значительно менее дорогостоящий и более безопасный путь обращения с отходами – раздельный сбор и переработка вторичного сырья в полезную продукцию. Реализация этой технологии невозможна без четкой государственной политики, без развития конкуренции в этой сфере и привлечения малого бизнеса.
Сортировка - во всем мире единственная нерентабельная часть утилизации, поэтому решив вопрос сортировки можно с успехом продавать отходы, возложив ответственность за утилизацию на производителей и собирая с них утилизационный сбор.
Неэффективность лицензирования уже неоднократно была доказана жизнью – это коррупционный механизм передачи бизнеса «своим» структурам и переложения расходов на население.
В нынешнем виде законопроект приведет к росту платежей за ЖКХ и появлению двойных платежей, а при достаточно большой свободе договора в условиях отсутствия платежей за размещение (только за негативное воздействие при размещении) – к еще большей криминализации этого бизнеса.
Союз потребителей России (СПРФ)