Европа готовится к третьей волне санкций против России, но что "убьет" экономику страны-агрессора раньше: санкции или дешевая нефть? Правительство Украины объявило о мерах жесткой экономии, но сможем ли мы избежать дефолта без дополнительной финансовой поддержки извне?

На эти вопросы в интервью "Обозревателю" ответил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

-В Европе намекнули на "третий раунд" санкций против России. Какие отрасли экономики РФ могут пострадать от новых санкций больше всего?

-Я думаю, что основная группа санкций, которая может быть очень болезненной для России, направлена на банковский сектор. Речь идет об отключении части банков России от системы SWIFT. Это серьезнейший удар, который может быть нанесен.

Остальные санкции могут быть развиты – ограничения, связанные с возможностью экспортировать товары на территорию Евросоюза и США; в обратную сторону – все, что относится к продукции двойного назначения, которая может использоваться в военно-промышленном комплексе.

Но я восприму эти санкции как очень действенные, если они коснутся системы банков SWIFT. Это реальная угроза для них.

-Это будет означать крах банковской системы России? Или все не так страшно?

-Я думаю, что это будет означать крах отдельно взятых банков. Во-первых, общее правило всех санкций – они не вводятся сразу максимально. Их будут вводить постепенно. Но если отключение от системы SWIFT коснется даже двух-трех государственных банков, они не смогут осуществлять свои внешние платежи. А как они будут рассчитываться? Даже если это коснется одного банка, отток капитала из банка будет просто колоссальным. Им придется вливать туда деньги для спасения банка – речь идет о десятках миллиардов долларов.

-Вы считаете, что санкции могут быть применены только в отношении государственных банков?

-Не только. К коммерческим банкам, которые будут заподозрены в финансировании терроризма, тоже могут быть применены санкции. Но, на мой взгляд, этот сценарий маловероятен, потому что это уже частично ожидаемое действие, а значит, они подготовились. Они прекратили такого рода схемы.

-Цена на нефть на мировом рынке продолжила падение. Сегодня она колеблется у отметки 65 долларов за баррель. По вашим оценкам, что добьет экономику России раньше – санкции Запада или дешевая нефть?
-Нефть. Это основное.

-Каково пороговое значение цены на нефть?

-Как такового порога нет. Но надо понимать, что удешевление нефти на 1 доллар означает недополучение бюджетом России в годовом исчислении порядка 2 миллиардов долларов. Новый бюджет РФ верстался на 96 долларов за баррель нефти. Если сейчас она стоит 66 долларов, это минус 30. Это значит, минус 60 миллиардов долларов в годовом эквиваленте. Вот почему они девальвируют. Потому что одна единица девальвации – это возможность отыграть 5 миллиардов долларов в годовом исчислении. То есть, чтобы отыграть 60 миллиардов долларов, они должны девальвироваться, как минимум, на 12 единиц. Что они, в общем, уже успешно сделали. С 37 сегодня они уже в отметке за 50.

Но проблема в том, что ты не можешь бесконечно девальвировать. Для России есть большое ограничение, связанное с их внешними платежами, которые висят на частном секторе. На частном секторе висит 400 миллиардов долларов долга, которые идут к оплате в следующем году. Если ты слишком сильно девальвируешь, ты ставишь под угрозу свои внешние расчеты.

-По информации издания FinancialTimes, в настоящее время Международный валютный фонд рассматривает возможность выделения Украине дополнительного кредита в сумме 15 миллиардов долларов для предупреждения финансового коллапса страны. Поможет ли эта сумма предотвратить коллапс? Как вы оцениваете вероятность дефолта Украины?

-Мы сделали наш собственный расчет в Международном фонде Блейзера. В следующем году Украина должна вернуть суверенных и так называемых квазисуверенных долгов на 10 миллиардов долларов. То есть потенциально, если бы мы не находились в зоне торгового дефицита, то 10 миллиардов было бы достаточно. Но в реальности у нас зона торгового дефицита. Плюс у нас будет бюджетный дефицит – это просто очевидно, даже несмотря на все меры экономии, озвученные премьер-министром.

Поэтому, на наш взгляд, 15 миллиардов долларов – это сумма, которая позволит предотвратить дефолт. Это минимальная сумма – с учетом того, что мы сделаем массу непопулярных мер по балансировке бюджета.

-Если эта сумма не будет нам предоставлена, есть вероятность того, что в экономике будут очень большие проблемы?

-Но это не означает автоматически никакого дефолта. Это просто означает, что меры экономии, о которых говорил Арсений Петрович, должны быть еще более строгими и жесткими.

-Значит, теоретически мы можем и это пережить?

-Теоретически – да. Но лучше не рисковать.
Автор:
Татьяна Гайжевская