Игорь Яковенко
А ложь — это произвольно и криво склеенные кусочки правды. Как сделать так, чтобы в голове у большинства людей сложилась абсолютно ложная картина мира? Можно просто лгать про распятых младенцев и отрезанные головы в почтовых посылках, как это делает российский телевизор. А можно из миллионного потока новостей выбрать нужные для создания практически любого, самого фантастического представления о действительности.
В газете «Комсомольская правда», самой массовой ежедневной российской газете, в номере от 3 декабря помещена заметка Анны Крыловой под названием «В Москве задержали украинца с редким наркотиком». В заметке сообщается, что «22-летний гражданин Украины признался, что привез наркотики из Украины, а туда их прислали из Франции». У тех, кто занимается журналистикой, считается неприличным сообщать в криминальных новостях о национальности и гражданстве преступника. Исключения делают в тех случаях, когда национальность или гражданство играют важную роль в понимании причин или мотивов преступления. Украина и Франция стали главными странами наркотрафика в Россию? Украинцы — главные наркопреступники?
• Из отчета Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков: за 9 месяцев 2014 года раскрыто 193,3 тысячи наркопреступлений. В среднем более 700 в день. «КП» из семисот выбирает одно — то, которое совершил украинец. Да, и наркотик, конечно, из Франции, той самой, которая «Мистраль» наш зажилила и санкции против нас ввела. По данным того же Госнаркоконтроля, главный источник наркотрафика — Афганистан, а главная страна наркотранзита — Таджикистан. Количество граждан Украины, задержанных за 9 месяцев за наркопреступления — 587, то есть доля процента от общего числа наркопреступников. Пусть даже 1 процент, если считать, что каждый задержанный украинец совершил по три преступления.
Госнаркоконтроль озабоченно сообщает, что число граждан Украины, обвиняемых в наркоторговле за 9 месяцев 2014 года, выросло на 25%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Кто бы мог подумать? В результате войны, которую Россия развязала против Украины, в Российскую Федерацию хлынули сотни тысяч жителей Донецкой и Луганской областей. Именно тех областей, которые, по данным статистики, считаются в Украине самыми криминогенными, а состояние «беженства» эту криминогенность повышает. Россия считает эти области частью «Русского мира», а граждан Украины, живущих в этих областях, — русскими, которых надо защищать. Но при этом, когда эти представители «Русского мира», приехав в Россию, совершают преступления, они немедленно становятся украинцами.
Украинофобия стала частью государственной политики и важнейшей составляющей российской пропаганды. В «Независимой газете» опубликованы данные опроса «Левада-центра», проведенного в середине ноября 2014 года. Две трети опрошенных (64%) считают, что Россия не ведет против Украины никакой информационной войны. При этом 85% убеждены, что Украина и Запад ведут информационную войну против России. 73% думают, что Россия не несет никакой ответственности за войну на юго-востоке Украины, и лишь 18% полагают, что несет.
• Вот есть реальность, данная всем в ощущениях. Война — на территории Украины. Так? — Так! Там, в другой стране, воюют россияне (по официальной российской версии — гражданские добровольцы и военные в отпуске, по версии остального мира — российские военные). Так? — Так! На экране российского телевизора — сплошь война и ненависть к Западу и Украине. Так? — Так! И что из этого следует? А вот что: война, в том числе информационная, развязана против России, а сама Россия никакой войны, в том числе информационной, ни с кем не ведет, и вообще никакой ответственности за события в Украине не несет.
Состояние общественного сознания россиян и формирующей это сознание пропаганды может служить хрестоматийной иллюстрацией учения Фрейда о том, как психопатическая личность защищается в случае угрозы. Фрейд выделяет 8 защитных механизмов: вытеснение — удаление из сознания реального источника угрозы; проекция — перенос вины и ответственности на внешние объекты и других людей; замещение — перенос агрессии на более слабый, беззащитный объект; рационализация — искажение фактов, при котором иррациональное поведение выглядит разумным; регрессия — снижение уровня мышления, деградация; отрицание — отказ от признания нежелательных фактов; реактивное образование — например, человек осуждает геев, чтобы скрыть собственные гомосексуальные наклонности; сублимация — переключение энергии с неприемлемых целей на приемлемые. Сегодня все эти механизмы в российском общественном сознании запущены на полную мощность.
• Реальная угроза для всех россиян — это беспримерное за последние полтора десятилетия падение экономических показателей. Рубль за год обесценился по отношению к доллару в 1,67 раза. По отношению к евро — в 1,46 раза. Над рассуждениями Путина и Улюкаева, что это прекрасно, поскольку дешевый рубль позволяет лучше сверстать бюджет, смеются школьники младших классов. Ценники в магазинах становятся более убедительными, чем телевизионные ток-шоу. Когда гречка за неделю дорожает на 10,3%, а с начала года — на 49,8%, то нужны сверхусилия пропаганды, чтобы, включив все защитные механизмы товарища Фрейда, сохранить его величество Рейтинг и сплоченность популяции вокруг вождя.
США и Украины как внешних врагов для сплочения уже не хватает. Нужен враг внутренний. Оппозиция настолько задавлена и уже практически не видна из-под асфальта, что на нее сложно что-либо списать. Поэтому главный внутренний враг — «либералы во власти». В статье Михаила Делягина в «Комсомолке» этот главный внутренний враг назван поименно. Статья так и называется: «Падение рубля — это полностью вина Центробанка». Делягин разоблачил, наконец, заговорщиков, раскрыл их коварные замыслы. Оказывается: «Либералы во власти специально снижают курс нашей валюты — чтобы раскачать лодку». Далее следует персональное дело: «госпожа Набиуллина обвалила рубль на ровном месте».
Естественно для максимального включения всех защитных механизмов необходимо объединить внутреннего врага со внешним. И Делягин это делает, не слишком изящно, но тут уж не до изысков и эстетства. «И вполне может быть, — уверенно фантазирует экономист, — что этот либеральный клан просто организует у нас Майдан, то есть готовит дестабилизацию страны. И никто не скрывает в либеральном клане, если я правильно помню, что он является инструментом глобального бизнеса. Запад действует через либеральный клан». Конец цитаты.
• Заметка Делягина — капля в океане. Такие мощные механизмы психопатической защиты путем создания почти из ничего образа внутреннего и внешнего врага, объединенного в одно целое, впервые в нашей стране были сконструированы ровно 80 лет назад. 1 декабря 1934 года был убит Киров. В его убийстве были обвинены практически вся партийная верхушка, большинство руководителей тогдашней советской экономики и вооруженных сил, действовавших, судя по обвинительным приговорам, рука об руку с иностранными разведками. Тогда, 80 лет назад, был запущен психопатический механизм защиты, благодаря которому был создан фантасмагорический мир, послуживший прототипом оруэлловской антиутопии. Результат — миллионы жертв и устойчивая отрицательная селекция народа, последствия которой сказываются и сегодня. В течение нескольких десятилетий страна выползала из этой антиутопии. Сейчас предпринимаются отчаянные попытки затолкнуть ее обратно. И пока не видно сил, которые могут этим попыткам противостоять.
Игорь ЯКОВЕНКО, специально для «Дня», Москва