Банк России представил рынку первые очертания будущей схемы работы со своей «карточной дочкой» — Национальной системой платежных карт (НСПК). Представителей российских платежных систем они не порадовали, так как грозят им потерей доходов.
Будущее взаимодействие банков и платежных систем с НСПК описывает проект указания «Об организации взаимодействия по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт», опубликованный на сайте ЦБ. Появление документа связано с принятием поправок к законодательству в октябре текущего года, которые обязали международные платежные системы (МПС) перейти на процессинг НСПК. В числе нововведений — продление срока перехода МПС, не признанных значимыми, на НСПК до конца 2015 года. Сейчас закон «О национальной платежной системе» не предусматривает отдельных сроков для МПС в зависимости от того, обладают ли они статусом значимой: он един для всех и истекает 31 марта 2015 года. Из международных платежных систем, зарегистрированных в ЦБ, статуса значимых не имеют American Express (США), Union Pay (Китай) и JCB (Япония).
Другой новацией стала норма, обязывающая российские платежные системы, которые помимо своих карт обслуживают и международные, передать процессинг операций по ним в НСПК. Такие системы в России есть, наиболее крупные из них — «Золотая корона» и «Объединенная расчетная система» (ОРС). Первая выпускает кобрендовые карты с MasterCard, вторая обеспечивает обработку транзакций по картам МПС между более чем 200 кредитными организациями и объединяет их банкоматные и терминальные сети.
Для российских платежных систем сотрудничество с международными является существенной статьей доходов. Так, кобрендовых карт «Золотая корона-MasterCard» выпущено 11 млн, что на 3 млн больше, чем монобрендовых карт самой «Золотой короны». Сейчас процессинг кобрендовых карт может осуществляться двумя путями. Первый — через процессинговый центр самой «Золотой короны», если банк-эквайер является ее участником. Если нет, то процессинг выполняет MasterCard. При этом «Золотая корона», даже не осуществляя процессинга, зарабатывает на оказании прочих услуг (учета лимитов и т. д.). «При передаче процессинга по кобрендовым картам в НСПК мы лишаемся не только таких доходов, но и от процессинга по “своей” части карты, поступающих от банков-участников нашей системы»,- говорит председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. «Не исключено, что после детального изучения документа юристами мы будем вынуждены обратиться в ФАС»,- говорит господин Смирнов. Если у «Золотой короны» остаются еще доходы от выпуска и обслуживания монобрендовых карт, а также бизнеса денежных переводов, то у ОРС таких доходов нет: система не выпускает собственные карты. В Росбанке (на 100% владеет ОРС) комментировать проект документа сочли преждевременным. В ЦБ и НСПК не ответили на запрос «Ъ».
Скорее всего, регулятор стремился обеспечить бесперебойность работы карт, отмечает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. В случае введения санкций в отношении банка, выпускающего кобрендовые карты, МПС обязаны были бы приостановить обработку трансакций по ним, а насколько российские системы смогли бы оперативно устранить эту проблему,- вопрос, говорит один из банкиров. Однако, зачем требовать от них передавать на обработку в НСПК и вполне безопасные операции, действительно неясно, добавляет он. «В силу того, что закон готовился в сжатые сроки, понятно, что не все возможные правовые ситуации нашли там свое отражение»,- поясняет Дмитрий Крупышев.
Ольга Шестопал