Владивосток может получить статус свободного порта с облегченным налоговым режимом. По данным «Ъ», практика может быть расширена и на другие порты Дальнего Востока. По мнению местных властей, это позволит увеличить грузопоток в регионе и развить транспортное сообщение со странами АТР. Но многие участники рынка считают идею бессмысленной.
Вчера президент Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию, предложил предоставить Владивостоку статус свободного порта и по аналогии с Севастополем и другими портами Крыма ввести там льготный таможенный режим. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский считает, что это будет способствовать развитию не только города, но и всего региона, позволив улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. По мнению чиновника, право беспошлинного ввоза и вывоза увеличит грузопоток, но «пока о цифрах говорить рано, мы будем обсуждать их с правительством».
В Минтрансе и «Росморпорте» не стали обсуждать слова Владимира Путина, пояснив, что вопрос находится в компетенции Минвостокразвития (там от комментариев отказались). Последнее подготовило проект ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и на отдельных территориях РФ». В рамках них и будет применяться процедура зоны свободной торговли, добавили в Минтрансе. Порты Крыма и Севастополя получили льготы в рамках ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым», подписанного 29 ноября. Заместитель главы Севастопольского торгового порта Юрий Семенов признался «Ъ», что текущий грузопоток «нельзя сравнить с тем, что был в 2013 году», но выразил надежду, что ситуация изменится после вступления закона в силу.
Сейчас в порту Владивостока работают около 20 стивидоров, крупнейший — ОАО «Владивостокский морской торговый порт» группы FESCO (подконтрольна группе «Сумма» Зиявудина Магомедова). По итогам первого полугодия через порт было перевалено 12,9 млн т, общий грузооборот портов Дальнего Востока составил 135,5 млн т. Во Владивостоке уже есть ОЭЗ (соглашение о ее создании подписано в сентябре, есть режим свободной таможенной зоны), где, например, собирает машины «Соллерс». В «Соллерсе» считают, что создание свободного порта во Владивостоке может сделать город «важной точкой входа азиатских инвесторов в Россию». Источники «Ъ» утверждают, что статус свободного порта может получить не только Владивосток, но и другие порты Приморья.
Участники рынка говорят, что вопрос о создании зоны порто-франко на юге Приморского края обсуждается с весны и уже поднимался на совещаниях у вице-премьера Юрия Трутнева в Минвостокразвития. По словам одного из собеседников «Ъ», среди инициаторов дискуссии — группа «Сумма», строящая в Приморье порт Зарубино, во многом ориентированный на транзитные грузы. В группе «Ъ» подтвердили, что идея обсуждается уже несколько месяцев. Ее реализация, полагают в «Сумме», «вероятнее всего, потребует не только изменения в нормативной базе, но и отдельного закона, который бы четко описывал статус свободного порта».
В то же время один из стивидоров отмечает, что серьезных расчетов по вопросу еще не проводилось и создание свободного порта может затянуться. Чтобы запустить проект, нужны определенный объем импорта и прогнозы по его росту, а при текущем курсе рубля оценить это сложно, поясняет источник «Ъ». Совладелец Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана также сомневается в целесообразности создания свободного порта. Этот режим обычно подразумевает льготы только для транзитных товаров, либо тех, которые планируется использовать в этом же регионе, поясняет он. Но транзитные товары в РФ и так не облагаются пошлинами и налогами, поэтому грузооборот порта вряд ли серьезно вырастет, полагает Денис Сарана. Один из грузоотправителей добавляет, что росту перевалки в портах Приморья воспрепятствуют и пропускные способности железной дороги. Надежда Малышева из PortNews согласна, что увеличить грузопоток будет сложно, для этого нужны серьезные вложения в инфраструктуру, но считает возможным создание во Владивостоке транзитного хаба.
Юлия Галлямова, Егор Попов, Анна Зиброва; Вадим Никифоров, Симферополь