С 2011 года финансирование НКО действительно увеличилось с 3,9 млрд до 11 млрд руб. В Совете по правам человека при президенте РФ (СПЧ) при этом отмечают, что в России официально зарегистрированных НКО насчитывается до полумиллиона, поэтому за счет одних только кремлевских грантов, конкуренция за которые высока, существовать им сложно.
«Зарубежные грантовые программы рассчитаны, как правило, на несколько лет, включают в себя наряду с расходами на выплату зарплат, налогов, аренды помещения и т. д. и средства на развитие материально-технической базы организации и повышение квалификации ее сотрудников, то есть являются вкладом в общую устойчивость НКО,- объяснила преимущества зарубежного финансирования сотрудник аналитического центра при правительстве РФ Влада Муравьева.- Российские же гранты чаще всего краткосрочные, они выдаются под текущие задачи».
Она подтверждает, что даже с учетом государственного финансирования уход зарубежных доноров вынудит свернуть ряд значимых проектов. А почти два года назад на закрытом заседании СПЧ сотрудник департамента инновационного развития Минэкономики Илья Чукалин (в настоящее время не работает в министерстве) сообщил, что с учетом смены политики в области НКО в 2013 году этот сектор экономики мог потерять около 19 млрд руб. Точного или хотя бы приблизительного подсчета, какой процент в бюджете сектора НКО составляли иностранные деньги, ни у НКО, ни у правительства нет.
Ассоциация в защиту прав избирателей «Голос» была первой НКО, за ликвидацию которой принялся Минюст. До начала злоключений, вспоминает исполнительный директор «Голоса» Григорий Мельконьянц, филиалы организации работали в 40 регионах. В межвыборный период на их базе проводились семинары для членов региональных законодательных собраний и муниципальных депутатов. Кроме того, «Голос» осуществлял образовательные программы для избирателей. «Мы закрыли все 40 офисов, свернули программы, перестали вести подробный мониторинг нарушений, их анализ, поскольку денег на экспертов нам теперь не хватает»,- объясняет исполнительный директор «Голоса».