Яна Милюкова
В 2015 году из-за спада в экономике работодатели могут отказаться от традиционной индексации заработных плат. Повышения будут «точечными» – только тем сотрудникам, которых работодатель захочет удержать во что бы то ни стало
Почему не растет безработица
Темпы роста российской экономики снижаются с прошлого года, в этом, по прогнозу Минэкономразвития, ВВП вырастет не более чем на 0,5%. Но общая безработица остается на исторически низком уровне. Летом, по данным Росстата, она опускалась ниже 5%, по данным за октябрь, составила 5,1%. «Нет признаков того, что начались массовые сокращения. Нет убедительных свидетельств того, что находить работу стало на порядок сложнее«, – говорит заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.
По прогнозу эксперта, рост безработицы на десятые доли процентного пункта будет наблюдаться до января-февраля 2015 года ежемесячно, а затем, скорее всего, начнет снижаться. Это будет обычный «сезонный рисунок».
Ситуация на рынке труда сейчас существенно отличается от той, что сложилась в кризис 2008–2009 годов. По данным опроса ВЦИОМ за ноябрь 2008 года, 28% россиян ожидали сокращения рабочих мест в ближайшие два-три месяца. В сентябре 2008 года безработица составляла 5,3%, в декабре уже 7,7%.
«Почему сейчас уровень безработицы остается таким низким? В посткризисный период произошли структурные изменения в составе самой рабочей силы: резко сократилась доля молодежи и лиц с низким образованием (группы с высоким риском безработицы) и выросла доля лиц среднего возраста и лиц с высшим образованием (группы с низким риском). В итоге норма безработицы, которая соответствует равновесной ситуации на рынке труда, снизилась как минимум на 1,5 п.п.», – говорит Капелюшников.
Единственный показатель на рынке труда, который значительно отреагировал на изменения в экономике сейчас, – динамика реальной заработной платы. По данным Росстата, за январь–октябрь она выросла на 2,2%, в то время как за 10 месяцев 2013 года рост составил 5,7%. В следующем году, если в экономике останется минимальный рост, безработица останется «в коридоре «5–5,5% или чуть выше», а трудности в экономике продолжат отражаться только на уровне реальной заработной платы, не исключает Капелюшников: «Конечно, если в экономике начнется серьезный спад, то уровень безработицы пойдет вверх. Но все равно она будет оставаться на более низкой отметке, чем это наблюдалось в кризис 2008–2009 годов».
Тревожное ожидание
«То что мы сейчас наблюдаем на рынке труда, я называю тревожной стабильностью, – говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. – Мы хорошо помним осень 2008 года, когда число вакансий резко снизилось, а число резюме – увеличилось. Сейчас такого не наблюдается. Когда экономика развивается, люди открыто выходят на рынок труда, увольняются, не найдя себе новое место работы. Сейчас люди держатся за свое рабочее место». По его ощущениям, интенсивность подбора персонала также замедлилась: «Нет отрицательной динамики по количеству вакансий, но интенсивность поиска новых сотрудников снизилась. Сейчас на рынке труда отражается сезонный фактор. Но если ранее число вакансий и резюме снижалось примерно со второй половины декабря, то сейчас – с середины ноября».
Паники в секторе среднего управленческого персонала (уровень заработной платы от 150 тыс. до 400 тыс. руб. в месяц) нет, уверяет управляющий партнер и основатель компании FIRST (входит в Ward Howell Group) Дмитрий Дереляк: «С 2008 года в течение нескольких лет кризис оздоровил сознание работодателя и за три-четыре года эффективность в компаниях повысилась. И то что сейчас происходит в экономике, не является для большинства шоком«.
Но уже сейчас работодатели стали более требовательны к кандидатам: срок рассмотрения кандидатур – от первого собеседования до заключения договора – увеличился почти в два раза. Если ранее на это уходило 1–1,5 месяца, то сейчас в среднем три, говорит Дереляк.
«Хуже всего чувствует себя банковский сектор, в том числе из-за введения санкций и закрытия зарубежных рынков капитала. Это единственный сектор, который, скорее всего, пойдет на сокращение персонала в 2015 году. Речь идет о банках топ-200. Найм в этом секторе идет, но он «точечный». В автомобильном секторе есть оживление на рынке среди кандидатов. Сотрудники готовы рассмотреть предложения в других секторах. Возможно, что из этого сектора в 2015 году кандидаты будут уходить как самостоятельно, так и вследствие реструктуризации», – говорит он.
Есть «немало входящих резюме» от сотрудников российских представительств иностранных нефтесервисных компаний, указывает Дереляк. Ситуация нетипична для этого рынка, так как основные игроки считаются компаниями так называемого «пожизненного найма», говорит он. Западные FMCG-компании «занимают выжидательную позицию, очень сдержанно ведут переговоры в части найма». Почти во всех секторах еще год назад снизилась инвестиционная деятельность, в связи с чем на рынке сейчас интересуются работой многие инвестиционные менеджеры: «Объявленных сокращений вроде бы пока нет, но в следующем году они точно будут».
В лучшем положении оказались отрасли фармацевтики, сегмент российского hospitality (за счет падения курса рубля растет спрос на российские курорты, сообщали в ноябре «Ведомости»), сельское хозяйство и локальные компании IT- и телеком-сектора. Здесь по-прежнему идет активный найм персонала, а в 2015 году будет проведена самая высокая индексация заработных плат по сравнению с другими секторами, полагает Дереляк.
В целом по сравнению с 2014 годом в 2015-м объемы найма сократятся примерно на треть, оценивает он, не называя абсолютных цифр.
Как вырастут зарплаты управленцев
Сектора FMCG и автомобилестроение имеют наиболее низкую динамику роста зарплат, а также один из самых низких абсолютных уровней дохода. В 2014 относительно 2013 года зарплаты там выросли максимум на 10%. В 2015 году рост в этих секторах ожидается на уровне «максимум 5–7% в качестве ежегодной реиндексации», прогнозирует Дмитрий Дереляк из FIRST. IT-сектор в связи с большой нехваткой профессионалов рос в 2014 году чуть больше, на 15–20%. В 2015 году ожидается замедление роста зарплат, но рост все равно сохранится в пределах 10–15%. Горнодобывающая промышленность, металлургия, нефть и газ, сельское хозяйство сильно привязаны к мировым сырьевым рынкам. Если с экспортной выручкой все хорошо, то зарплаты как минимум на прежнем уровне. «Так как ослабление рубля этим секторам на руку, мы как минимум не ждем в них ухудшения зарплатной ситуации. При сохранении текущих мировых цен зарплаты будут демонстрировать средний рост в пределах 10–15%», – рассуждает Дереляк. Финансовые институты и недвижимость, скорее всего, не продемонстрируют рост в 2015 году. Стабильный рост демонстрирует государственный сектор. Это связано прежде всего с огромным его отставанием от рыночного уровня в предыдущие годы. Рост в 2014 году был как минимум на уровне 30%, и он вряд ли замедлится в 2015 году.
Точечная индексация
Рассчитывать на повсеместный рост заработных плат тоже не стоит, говорят РБК опрошенные эксперты.
«Само понятие «индексация» в коммерческом секторе ушло в прошлое. Повышать заработную плату будут ключевым и самым эффективным сотрудникам. Но к общей индексации это не имеет никакого отношения», – полагает Алексей Захаров.
О том, что индексация окажется точечной, говорят и в ряде опрошенных компаний. «В 2015 году ВТБ не планирует проводить индексацию заработной платы в связи с тем, что одной из задач, определенных стратегией банка, является повышение эффективности путем в том числе снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов. Заработные платы в 2015 году, как и в 2014 году, будут пересматриваться точечно с учетом личной результативности сотрудников», – сообщили в пресс-службе банка. «Сбербанк будет внимательно отслеживать ситуацию на рынке и обеспечивать конкурентоспособную систему мотивации для привлечения и удержания лучших сотрудников», – сообщили в пресс-службе банка.
В пресс-службе АвтоВАЗа сообщили, что в будущем «зарплата будет в большей степени зависеть от эффективности труда, а для оценки эффективности будут применяться четкие показатели, а возможность индексации зависит от выполнения компанией ключевых показателей деятельности».
«Мы одни из немногих российских металлургических компаний индексировали в 2014 году заработную плату. В 2015 году политика индексации тарифов и окладов сохранится», – передал через представителя вице-президент по кадрам и системе управления НЛМК Станислав Цырлин. Объема индексации он не назвал. Согласно договору на предприятиях РУСАЛа индексируют заработную плату дважды в год на величину коэффициента инфляции. В 2015 году этот принцип сохранится, уточнил РБК представитель компании.
Без долларовых контрактов
В 2014 году по сравнению с 2013 годом заработные платы в целом по рынку в секторе среднего управленческого персонала повышались от 10 до 20%. Темпы роста на 2015 год составят не более 10%, и скорее будут находиться в диапазоне 5–10% – в отраслях, которые «неплохо себя чувствуют», уточняет Дереляк.
В 2015 году вряд ли будут заключаться контракты с заработными платами, привязанными к доллару и евро (сумма прописывается в трудовом договоре в иностранной валюте, заработную плату сотрудник получает в рублях по курсу ЦБ РФ), говорит он. В 2008 году таких контрактов было около 15% в среднем на рынке среднего управленческого персонала, сейчас их менее 5%.
«Мы сейчас иногда сталкиваемся с недопониманием со стороны кандидатов, которые требуют на собеседовании от работодателей заключение договора на таких условиях, чтобы захеджировать валютные риски. Работодатель не реагирует на это. С этим борются простым отказом. Я за последнее время встретил один-два контракта, в основном это касается экспатов. Но там просто зафиксирован курс (не больше чем)», – говорит Дереляк.
Он не исключает, что в 2015 году скорее всего замедлится процесс разработки долгосрочных мотивационных схем для сотрудников (премирование акциями, опционами и т.д.) в российских компаниях. «Для создания долгосрочной мотивационной схемы важна экономическая стабильность. А мы видим скорее увеличение неопределенности», – поясняет он.