27.11.2014
http://yopolis.ru/yod/2014/11/25/reglament?utm_source=s5&utm_medium=cpc&utm_term=yod&utm_campaign=yod_rambler_r
|
Как составить «регламент поведения журналистов в соцсетях» и не облажаться
Нина Эптон, журналист BBC, 1951 год
Помощник главного редактора «Эха Москвы» Леся Рябцева с большим энтузиазмом взялась за составление «регламента поведения журналистов в соцсетях» и прибегла к «международному опыту» — правилам, которые якобы действуют в западных СМИ. Якобы — потому что никаких подобных правил не существует.
У меня есть хобби — разоблачать так называемый «международный опыт», на который в России очень любят ссылаться. Обычно «международный опыт» встречается в пояснительных записках к очередному законопроекту, авторы которого хотят что-нибудь ещё запретить: дескать, видите, вон даже в Швейцарии нельзя. Это всё, конечно, враньё, которое опровергается за три минуты, но врать всегда тактически выгоднее.
Поэтому когда помощник главного редактора «Эха Москвы» Леся Рябцева, соавтор будущего «регламента поведения журналистов в соцсетях», написала в твиттере «Зачем изобретать велосипед, давайте обратимся к опыту наших зарубежных коллег», я сразу напрягся.
Потом вышла её колонка в издании TJournal — и точно. Вот хотя бы пара примеров:
Леся Рябцева
помощник главного редактора «Эха Москвы»
Например, в BBC существует правило: «Журналист Би-би-си ни при каких обстоятельствах не может быть подписчиком, другом или „фолловером“ политика или активиста, — причём неважно из какой страны — его собственной, Британии, или какой-то ещё».
Инструкции для сотрудников BBC по поведению в социальных сетях лежат в открытом доступе, и ничего подобного там даже близко нет. Вкратце правила BBC для журналистов сводятся к следующему: добавьте в профайл фразу в духе «Я высказываю в этом блоге личное мнение, которое не имеет отношения к официальной позиции BBС, ретвиты не означают согласия с написанным», а если есть сомнения насчет конфликта интересов, обратитесь к своему редактору за советом. Вот реакция сотрудника корпорации BBC:
Дальше Леся Рябцева: «Например, в Associated Press существует правило: «Дружба или подписка на аккаунт политического кандидата могут создать восприятие среди незнакомых с протоколом соцсетей людей, что так вы показываете свою симпатию».
Это тоже, конечно, феерическая ересь. Достаточно заглянуть в профайлы всех московских корреспондентов любых зарубежных информагентств, газет и телекомпаний и убедиться, что все они фолловят (часто взаимно) пользователя @navalny. Потому что у них работа такая — следить за высказываниями важного ньюсмейкера, в том числе через соцсети. Более того, памятка для сотрудников AP прямо рекомендует делать им именно это.
Реакция корреспондента Associated Press
То же самое касается и телеканала NBC — там, как и во многих других западных СМИ, действует универсальное правило: «Руководствуйтесь здравым смыслом и не пишите в твиттер то, что не готовы сказать в эфире». Можно разбирать каждый пункт подробно, но, по-моему, и так достаточно. Меня беспокоит другое: раньше я думал, что фраза «давайте обратимся к международному опыту» звучит из уст условного зла для оправдания какой-нибудь очередной подлости типа закона о митингах. Теперь же оказывается, что ровно то же самое говорит условное добро (а для меня «Эхо» — добро безусловное, я его слушаю с отрочества и даже ночевал в редакционном аквариуме на 14 этаже, что для меня тогда было примерно как выступить на одной сцене с «Лед Зеппелин»), и с похожими целями.
А сравнивать обстоятельства, приведшие Associated Press и BBC к составлению своих «регламентов поведения журналистов в соцсетях», с положением «Эха Москвы» как-то даже неловко, но всё же. Правила для сотрудников AP, Reuters, BBC и так далее — это инструмент защиты репутации независимого издания. А «регламент» Леси Рябцевой — это результат каких-то неприятных и мутных аппаратных интриг в стране, где сам институт репутации, в общем-то, отсутствует.