Падение интереса россиян к интернет-покупкам поможет почтовому оператору преодолеть период пиковой нагрузки

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Шопоголики всех стран замерли в ожидании черной пятницы, когда стартует долгий сезон распродаж, который сначала охватит Европу и Америку. После Нового года эстафету примет китайский рынок, где распродажи приходятся на февраль — в новогодние праздники по восточному календарю.

Готовятся к распродажам и россияне, уже почувствовавшие вкус к онлайн-покупкам за рубежом. Трансграничная торговля растет уже несколько лет подряд — примерно на 30 процентов в год, и большая часть нагрузки ложится как раз на период распродаж, когда россияне раскупают подешевевшие товары для себя и на подарки.

По словам главы «eBay Россия» Владимира Долгова, в так называемый ажиотажный период намечается традиционное оживление по всем трем основным направлениям — США, Европа и Китай. В США и Европе заказывают одежду, обувь, аксессуары, автомобильные запчасти, в Китае, в основном, закупают дешевую бытовую электронику и гаджеты.

По словам Долгова, через «Почту России» идет почти 95 процентов трансграничных отправлений. Остальные заказы выполняют международные операторы экспресс-доставки. Но национальный почтовый оператор однажды не смог «переварить» вал заказов.

Весной 2013-го всплеск предпраздничного онлайн-шопинга вызвал почтовый коллапс. К апрелю прошлого года на таможенных постах и в аэропортах скопилось 500 тонн посылок, в основном с товарами зарубежных интернет-магазинов. Буря народного возмущения и раздутый прессой скандал привели к отставке руководства почтового оператора.

Осенью 2013-го, накануне очередного высокого сезона, новому руководству пришлось принять экстренные меры, чтобы избежать повторения почтового затора. Во Внуково открылся логистический центр для таможенного оформления и сортировки почтовых грузов. Кроме того, «Почта России» договорилась с почтовыми администрациями стран, откуда поступают основные объемы отправлений (Китай, США и Германия) о предварительной сортировке посылок — это было сделано для разгрузки столицы и перевода потоков направляющихся в регионы товаров в другие коридоры: через Дальний Восток, Екатеринбург и другие.

Фото: Денис Вышинский / «Коммерсантъ»

По данным «Почты», за 2013 год в Россию поступило около 28 миллионов посылок, мелких пакетов и экспресс-доставок. Около 80 процентов из них — все те же товары интернет-шопоголиков. По данным компании East-West Digital, в 2013 году объем транграничных онлайн-продаж в Россию достиг почти 3 миллиардов долларов. Основные площадки шопинга россиян — Alibaba, eBay, Amazon и TaoBao.

Остановки работы почты в зимне-весенний период удалось избежать. «В прошлом году мы миновали пиковый период без пробок на границе», — говорит Владимир Долгов. Однако с проблемой задержки и утерей справились не полностью.

Представитель «Почты», занимающийся обработкой обращений граждан, в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что количество жалоб со стороны заказчиков товара из-за границы снизилось по сравнению с прошлыми годами, но их объем еще достаточно велик. О том же свидетельствуют найденные на специализированных сайтах отзывы россиян о работе почтовой службы в этом году.

«Новое руководство, пришедшее в середине 2013 года, физически не успевало решить логистические проблемы к осенне-новогоднему пику, поэтому при обсуждении прошлогоднего коллапса правильнее было бы обратить внимание на золотые парашюты прежнего почтового руководства, а также подозрительный пожар, уничтоживший часть серверов в центральном офисе», — говорит управляющий партнер B2C Payments & Logistics Кирилл Фильченков.

В России — дешевле

По словам Кирилла Фильченкова, в этом году «Почта» гораздо лучше подготовилась к переработке увеличивающихся объемов трансграничной торговли. О мерах, принятых в преддверии высокого сезона, «Ленте.ру» сообщил и нынешний глава предприятия Дмитрий Страшнов. «Помимо того что было сделано нами в прошлом году сейчас запускается вторая очередь логистического центра по сортировке мелких пакетов во Внуково, — рассказал он. — Новая линия способна обрабатывать объемы, в 2-3 раза превышающие текущие, и способна справиться с пиковыми нагрузками».

Кроме того, по словам главы предприятия, «Почта России» наладила обмен электронными данными с китайской почтой, упростив и ускорив обработку посылок. Модернизированы места международного почтового обмена в Новосибирске, Екатеринбурге, расширены мощности аэропорта во Владивостоке — для повышения качества сервиса доставки почты из Японии. Теперь через московский авиационный узел проходит только 60 процентов международных отправлений, хотя еще два года назад показатель был близок к 80.

Однако спасти почтовиков от перегрузки поможет не только проделанная работа, но и ухудшение ситуации в экономике, точнее, связанное с этим падение платежеспособности населения.

Сотрудники аэропорта в зоне таможенного контроля, 2013 год
Сотрудники аэропорта в зоне таможенного контроля, 2013 год
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

По мнению Дмитрия Страшнова, в этом году темпы роста трасграничных отправлений не изменятся и составят те же 80-100 процентов. Но другие эксперты рынка считают иначе. Количество заказов растет, но не такими темпами, как ранее, уверен Владимир Долгов из eBay, а если учесть деноминацию и пересчитать объем заказов в долларах, то роста не будет вовсе. В представительстве DHL Express в России также отметили стагнацию в сегменте международных перевозок. «Если говорить о предновогоднем периоде, традиционно пиковом для нашей отрасли, то мы не прогнозируем спад, но и не ожидаем рекордных темпов роста объемов грузоперевозок по сравнению с предыдущими годами», — сообщила «Ленте.ру» директор по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова.

Девальвация, начавшаяся в сентябре, и правда существенно сказалась на стоимости товаров, в том числе и китайских, поскольку юань жестко привязан к доллару. Именно осенью, по словам экспертов, затормозился рост заказов из-за рубежа. Кроме того, по словам Долгова, сейчас в России сложилась уникальная ситуация: покупать в офлайновых магазинах выгоднее, чем за границей. На прилавках распродаются товары, заказанные ранее по старому курсу, в результате iPhone, например, в российских магазинах стоит дешевле, чем за рубежом.

Все это заставит россиян умерить аппетиты в предновогодних закупках на зарубежных онлайн-площадках. «Конечно, новогодний пик будет, так как в любой стране с любой макроэкономикой люди привыкли совершать новогодние покупки. Однако в этом году мы ожидаем более умеренный рост числа заказов в предновогодний период», — говорит Кирилл Фильченков.

Переориентация на Восток

В следующем году, когда старые партии товара будут распроданы, интерес россиян к виртуальным закупкам за рубежом неизбежно вернется, уверены опрошенные «Лентой.ру» эксперты. Российские ритейлеры пересчитают заказы по новому курсу, сделают накрутку, и даже с учетом доставки товары из интернет-магазинов окажутся дешевле. «К тому же ключевым фактором, толкающим россиян совершать покупки на иностранных сайтах, является богатый выбор любого вида продукции, этот фактор действует при любом курсе доллара», — говорит Дмитрий Долгов.

Но потоки в трансграничной торговле сместятся. «Усилится роль Китая — хотя бы потому, что доля Китая в российской трансграничной торговле пока еще меньше доли Китая в мировом производстве товаров», — уверен Кирилл Фильченков. Дополнительный драйвер роста китайского направления, по словам эксперта, — дальнейшая девальвация рубля, поскольку потребители становятся более чувствительны к цене, покупки и продажи недорогих товаров будут расти быстрее, чем дорогих. «Сейчас мы наблюдаем колоссальный разрыв средней стоимости посылки из США (несколько сот долларов) и из Китая (порядка 20-30 долларов). Очевидно, число дорогих заказов сократится, прежде всего, за счет заказов из США и ЕС. Кроме того, часть российских покупателей может перейти от заказов в российских интернет-магазинах к заказам из Китая, отдавая предпочтение невысокой цене пусть даже в ущерб срокам доставки и удобству платежа», — уверен Фильченков.

Фото: Денис Вышинский / «Коммерсантъ»

Другие эксперты трансграничной торговли также уверены, что россияне будут больше экономить, заказывая дешевые товары из-за рубежа, при этом и самих заказов станет больше. Так что с удорожанием товаров на полках российских магазинов «Почту России» ждет новое испытание на пропускную способность. «Благодаря внедренным мероприятиям по оптимизации логистической цепочки, «"Почта" готова и к дальнейшему росту объема международных отправлений», — заверил в разговоре с «Лентой.ру» генеральный директор предприятия Дмитрий Страшнов. В следующем году у россиян будет шанс подтвердить или опровергнуть это смелое утверждение.