Космонавт Сергей Крикалев, недавно ставший первым заместителем главы ЦНИИмаша по пилотируемой космонавтике, заявил, что при сохранении существующей системы реализации космических проектов Россия в обозримой перспективе не справится с задачей создания нового пилотируемого космического корабля.
— Если продолжать всё делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда, — заявил Крикалев на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, состоявшемся 14 ноября. — Даты всё время переносятся, утвержденного системного графика создания корабля нет, когда будет создана ракета для него, также неясно.
Выступая на экспертном совете, Крикалев напомнил, что речь о создании нового корабля, который придет на смену устаревшим «Союзам», зашла почти 10 лет назад.
— Я летал в 2005 году на МКС и тогда мне на борт пересылали изображение перспективного корабля «Клиппер», к макету которого на выставке МАКС тогда же приводили президента, — вспоминает космонавт. — Возле макета стояли даты: 2012 год —полет беспилотный и на 2014 год — пилотируемый. Потом решили, что крылатый корабль делать тяжело, лучше сделать капсулу — это дешевое и быстрее. Первый пилотируемый полет назначили на 2015 год. В 2007 году было принято решение строить новый космодром Восточный в Амурской области. Назвали даты: в 2015-м должен состояться первый запуск спутника с Восточного, в 2018-м — первый пилотируемый запуск. В этой связи первый старт нового пилотируемого корабля отодвинули еще на три года — на 2018-й.
В 2011 году на очередном МАКСе Владимиру Путину показали макет пилотируемого транспортного корабля (ПТК) — РКК «Энергия» собралась создать летный экземпляр ПТК как раз к 2018 году, когда с Восточного намечен первый пилотируемый старт.
— Сейчас, в конце 2014 года, речь о запуске нового корабля в 2018 году с Восточного уже вообще не идет, — восклицает Крикалев. — Говорят: давайте хотя бы старый «Союз» в этот срок с Восточного запустить попробуем. Что идет вразрез с изначальными планами, когда говорили, что на новом космодроме у нас будет новый корабль.
В феврале 2013 года на научно-техническом совете в РКК «Энергия» были представлены завершенный проект ПТК, а также смета и график его создания. По нему ПТК должен был выйти на этап летных испытаний в 2017 году, а уже в 2020-м начать пилотируемые полеты.
Летом 2014 года Роскосмос завершил формирование проекта федеральной космической программы на 2016–2025 годы, и в ней снова можно увидеть перенос планируемых сроков запуска ПТК. Так, первый запуск носителя «Ангара-5» с грузовым вариантом корабля ПТК с Восточного поставлен в графике на 2021 год. А первый старт ПТК с космонавтами запланирован только на 2024 год. То есть только в течение одного года дата старта пилотируемого ПТК была сдвинута на четыре года.
Нужно учитывать, что для старта ПТК в грузовом варианте с Восточного в 2021 году должна быть построена и введена в строй стартовая позиция для «Ангары». Однако в недавнем интервью «Известиям» глава Центра Хруничева Андрей Калиновский заявил, что дата начала строительства стартового комплекса для «Ангары» на Восточном не определена.
— Обвинять конкретных людей здесь вряд ли стоит, это вопрос системы, — считает Крикалев. — Что-то в системе работает не так. Большая часть ракетно-космической промышленности стала коммерческими предприятиями, цель которых — извлечение прибыли, а не получение результата. За последние 15 лет в сфере пилотируемой космонавтики мы сделали три маленьких модуля для МКС размером с два стола. При этом изначальное техническое задание по МКС к сегодняшнему дню выполнено хорошо если на треть.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что даже если предприятиям удастся выдержать имеющийся сейчас график и запустить ПТК с космонавтами в 2024 году, это уже будет слишком поздно.
— Россия объявила, что не собирается эксплуатировать МКС после 2020 года, — напоминает Моисеев. — Американцы хотят продлить проект до 2024 года. Даже если мы с ними о продлении договоримся, то новому ПТК, первый раз стартующему в 2024 году, некуда будет летать. Разве что устраивать одиночные демонстрационные полеты, как в шестидесятые годы прошлого века. О перспективах полетов к Луне пока лучше не говорить — в нынешних экономических реалиях это слишком дорого и неопределенно.
Моисеев считает, что проблему постоянных переносов сроков реализации проектов позволит решить реформа, начатая в этом году, когда предприятия ракетно-космической промышленности собираются в Объединенную ракетно-космическую корпорацию.
— Если государство будет выступать заказчиком и взимать штрафы с исполнителей за срыв сроков, спокойно переносить сроки будет сложнее, — говорит эксперт. — Такой порядок взаимодействия государства с промышленностью может изменить ситуацию к лучшему.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/