Владивосток, 14 ноября, PrimaMedia

Первые результаты по программе внедрения в экономику Дальнего Востока так называемых территорий опережающего развития (ТОР) должны появиться уже в 2015 году, об этом в эфире радио Владивосток-ФМ сообщил полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, вице-премьер Юрий Трутнев.

«Приморский край вообще лидирует среди субъектов Дальнего Востока по количеству и качеству предложений по ТОРам. Но и в других регионах есть интересные задумки. Вот, например, одним из самый перспективных мы видим развитие в Комсомольске-на-Амуре авиационного кластера», — заявил в эфире Трутнев.

По его словам, в этом районе бизнесу будет предложено вложить деньги в производство, а государство займется социальной инфраструктурой: жильем, школами, медициной. При этом для бизнеса будут значительно снижены налоги и административные барьеры.

«Интерес к нашим инвестиционным проектам уже проявляют и иностранцы. Однако пока мы намеренно не выходили к ним с этим предложением. Сначала надо активизировать внутренние резервы. Хотя повторюсь, интерес уже есть со стороны Китая, Кореи и Монголии», — уточник вице-премьер.

Он также отметил, что во время недавней поездки президента России в Китай, тоже была затронута тема развития Дальнего Востока.

«Из конкретных достижений можно назвать подписанное соглашение между “Русгидро” и китайской корпорацией Сhina Three Gorges Corporation (СTGC) о строительстве четырех противопаводковых станций, которые будут не только защищать жителей региона от наводнений, но и вырабатывать значительное количество электроэнергии, что должно увеличить ВВП», — сказал Юрий Трутнев.

http://news.mail.ru/inregions/fareast/25/economics/19925912/
ТОРы превратят Дальний Восток в сырьевой придаток стран Азии
Налоги пойдут в оффшоры, а рабочих возьмут из Китая

Во Владивостоке состоялось заседание экспертной группы Ассоциации стратегических инициатив (АСИ) по вопросу создания на территории Дальнего Востока Территорий опережающего развития (ТОРов). Также на заседании присутствовал заместитель главы Министерства по развитию Дальнего Востока, под чьим руководством и идёт создание ТОРов, Максим Шерейкин. Главной темой встречи стало обсуждение законопроекта о создании ТОРов, который был подан на рассмотрение в ГосДуму 15 октября этого года, сообщает ИА «Дейта».

Законопроект был довольно долгожданным документом как для представителей региональной власти, так и для бизнесменов со всего ДФО. Однако с момента его появление, законопроект стал предметом споров по всей России.

Эксперты Счётной палаты РФ отметили множественные пробелы в документе. Аудитор Юрий Росляк отметил, что в нём полностью отсутствуют необходимые расчеты и обоснования по ряду показателей, в том числе по планируемому увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему, объему бюджетных инвестиций, необходимых для создания инфраструктуры указанных территорий, предполагаемому объему инвестиций в проекты на территориях опережающего развития. Кроме того, законопроектами не урегулированы вопросы создания комфортной и благоприятной среды для граждан, которые будут привлекаться для проживания и работы на территориях опережающего развития.

ТОР — Территория отсутствия развития

Также появление законопроекта вызвало волну недовольства со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Одной из основных претензий стало то, что из-за ТОРов малый и средний бизнес потеряет возможность развиваться. Ряд предпринимателей и вовсе боятся в итоге остаться ни с чем.

В то же время, бизнесмены обеспокоенными не только «шкурными» интересами. Одним из главных тезисов заседания экспертной группы стало то, что Дальний Восток рискует быть отданным на откуп иностранцам, в частности представителям Китая. Поводом для возникновения подобных страхов стало то, что законопроектом гарантируется отсутствие квот на привлечение иностранной рабочей силы. Таким образом, иностранному инвестору будет логичнее устроить на работу в одном из ТОРов уже проверенного и знакомого земляка, чем искать сотрудников, хоть и аналогичной квалификации, в России.

Максим Шерейкин, как представитель Минвостокразвития отдельно отметил, что на Дальнем Востоке население живёт относительно бедно. «Инфраструктура не развита. И мы приходим к тому, что деньги надо зарабатывать. А чтоб зарабатывать, надо привлекать деньги налогоплательщиков. Главная задача в привлечении инвестиций заключена в создании долгосрочной, устойчивой налоговой базы», — считает Шерейкин.

Он добавил, что в процессе реализации проектов в ДФО потребуется привлечь 3,3 триллиона рублей за десять лет, или 320 миллиардов рублей в год.

ТОР — Территория оттока ресурсов

Вместе с тем, как оказалось, процесс создания ТОРов не подразумевает под собой массового создания новых производств. По словам Шерейкина, большая часть инвесторов придёт на переработку ресурсов, и только меньшая — на создание определённых рынков. Кроме того, новым площадкам придётся бороться с высококонкурентными рынками стран АТР. Конкретно он заявил, что целевая аудитория ТОРов — «компании с деньгами и проектами». «Мы ищем инвесторов, которые хотят получить доступ к нашим ресурсам», — отметил Шерейкин. Таким образом, из его слов следует, что регион, в результате деятельности ТОРов, может превратиться в сырьевой придаток стран АТР, наполненный азиатской же рабочей силой.

Отдельно стоит сказать и о неких «особых условиях», о создании которых говорил замминистра. «Особые условия российского Дальнего Востока требуют особого регулирования. Это, по сути, та рамка, которую мы сейчас протаскиваем — особые условия, особое регулирование. Не распадётся Российская Федерация, исходя из того, что регулирование на российском Дальнем Востоке будет соответствовать тем объективным условиям, окружению, в которых находится российский Дальний Восток», — сказал Шерейкин.

По словам же руководителя группы по внедрению и мониторингу регионального инвестиционного стандарта Елены Новиковой, любой законопроект не может иметь стопроцентную поддержку. «Всегда будут те, кто за и те, кто против. Вступление России в ВТО также сопровождалось большими дискуссиями. Есть те, кто заведомо понимал, что они проиграют и те, кто понимал — что они выиграют. И здесь ситуация идентичная. Все выиграть от этой ситуации не могут. Кто-то выиграет в краткосрочном смысле, кто-то в долгосрочном. И совершенно очевидно, что если мы рассматриваем закон о ТОРах как ресурс развития, а не как средство, то конечно, это закон будет работать на развитие территорий», — сказала Новикова в ходе заседания.

Однако, тем не менее, у предпринимателей в ходе заседания возникло множество вопросов к руководству Минвостокразвития.

Руководитель компании «Шинтоп-Инвест» Дмитрий Царёв вовсе считает, что малый и средний бизнес трудится на благо гигантов производства. «Мы, средний бизнес, платим налоги, а эти налоги отдаются крупным компаниям. То есть когда мы все говорим, что надо развивать среднее и мелкое предпринимательство, мы просто перераспределяем средства по крупным госкорпорациям», — уверен Царёв.

«Русский Гонконг» без русских налогов

Вызывает вопросы и проект ТОРов на острове Русский — так называемый «Русский Гонконг», государство в государстве. Проект подразумевает под собой создание филиалов площадки по всему миру. Таким образом, налоги будут уходить в другие страны, попросту, в оффшоры. Это противоречит как идее ТОРов — повышение налоговой базы региона, так и законопроекту, в котором указано, что резидент ТОРов не может иметь филиалов.

Отдельным пунктов стоит упомянуть о том, что в случае, если законопроект не будет принят в этом году, то и бюджеты регионов будут свёрстаны без учёта тех трат, которые будет необходимо вкладывать в развитие инфраструктуры проектов. «Что касается подготовки проекта закона о федеральном бюджете на следующий год, то нам важен вопрос финансирования инфраструктур ТОРов. Это дороги, энергетика, вода и прочее. Если мы пойдём по пути подготовки проектно-сметной документации, потом заключение глав госэкспертизы, мы не попадём в закон о бюджете следующего года. Просто физически не успеем, поскольку закона о ТОРах нет», — отметил вице-губернатор Приморского края Александр Костенко в ходе круглого стола на тему «Формирование благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке (на примере Приморского края)», который состоялся во Владивостоке в начале октября.