Медиакризис, настигший в первую очередь немецкие ежедневные газеты, добрался и до журналов: в ноябре концерн Bertelsmann поглотит кризисное журнальное издательство Gruner+Jahr. Общественность замерла в тревожном ожидании, насколько это отразится на качестве журналов. Эксперты забили тревогу и в отношении газеты FAZ, опасаясь, что издательская политика экономии приведет к снижению уровня качественной прессы. Акулы медиабизнеса увеличивают активность в интернете, а берлинский концерн Axel Springer и вовсе решил перестроиться в онлайн-империю. Портал Germania-online анализирует, как немецкие медиаконцерны и крупные издательства выживают под напором "цифры".
Один из крупнейших немецких медиаконцернов Bertelsmann 1 ноября станет единоличным владельцем знаменитого журнального издательства Gruner+Jahr (G+J), докупив к уже имеющимся оставшиеся 25,1 процента его акций. Гамбургский холдинг Jahr издает такие медийные бренды как Stern, Brigitte и Geo, а также владеет 25 процентами акций журнала Spiegel. О сумме сделки обе стороны умалчивают.
Вопрос о полной передаче переживающего кризисные времена гамбургского издательства в руки медиагиганта из Гютерсло (Северный Рейн-Вестфалия) стоял на повестке дня уже два года. Пока шли переговоры о цене вопроса, было сформировано новое правление гамбургского холдинга, чтобы в соответствии с планами Гютерсло преобразовать его из классического журнального издательства в цифровое. В итоге в 2013 году удалось получить 81 миллионов евро прибыли. Однако быстрый успех оказался нестабильным, и оборот вскоре снова сократился. В августе новое руководство G+J в связи с "неутешительными тенденциями развития рынка печатных медиа" заявило о намерении в ближайшие три года сократить 400 рабочих мест в Германии, чтобы сэкономить 75 миллионов евро.
Председатель правления Bertelsmann Томас Рабе (Thomas Rabe) назвал приобретение G+J "стратегическим рубежом" для медиаконцерна и заявил, что после смены владельца G+J еще быстрее перейдет на цифровые рельсы и сможет адекватно реагировать на запросы рынка. Аналитики даже высказывают мнение, что издательство только выиграет от ухода собственника, который был больше озабочен капитализацией, нежели стратегическим развитием.
Мюнхенский медиаконцерн Hubert Burda Media (журналы Focus, Bunte, Playboy) не намерен ретироваться под напором онлайн-монополий и ставить крест на печатном слове. Глава компании и президент Ассоциации немецких журнальных издателей (VDZ) “Хуберт Бурда” (Hurbert Burda) в сентябрьском интервью газете Handelsblatt упрекнул коллег-издателей в искаженном взгляде на интернет: "Поначалу они не восприняли онлайн-возможности всерьез, а сейчас, наоборот, действуют лихорадочно, потому что не верят больше в традиционный медиабизнес. Вместо того, чтобы зацикливаться на Google, лучше подумать, как лучше продать бумажные издания!" — настоятельно советует “Бурда”.
Новостная журналистика, по мнению президента VDZ, сегодня в принципе не в состоянии окупить себя, в том числе и в интернете, потому что имеет дело с "крайне скоропортящимся товаром". Спасительная формула, считает Хуберт Бурда, — это сочетание подписки, рекламы и платных приложений для гаджетов.
А наиболее благоприятное будущее он рисует для изданий, занимающихся тематикой Lifestyle: "Гедонизм — это нечто большее, чем временный феномен. Благодаря глобализации для миллионов людей внезапно открылись перспективы". Собственно, из этого извлекло дивиденды и немецкое издание легендарного журнала Harper’s Bazaar, который с прошлого года выпускается концерном Hubert Burda Media, вызвав небывалый в истории медиабизнеса Германии интерес рекламодателей. А на рекламе в модном журнале Instyle издательский дом зарабатывает около 50 миллионов евро — на порядок больше, чем приносит онлайн-сегмент.
Впрочем, эта тенденция подтверждает общее положение дел в стране: оборот торговли одними только журналами в Германии составляет 3,5 миллиарда евро, а рекламный контент в сети до сих пор в лучшем случае приносил миллионную сумму с двумя нулями. "С помощью тех небольших денег за рекламу в интернете, которые сегодня позволяет заработать Google, издательства никогда не смогли бы окупить свои расходы", — объясняет ситуацию президент VDZ.
Но вместе с тем руководство Hubert Burda Media делает серьезную ставку на сегменты, весьма удаленные от издательского бизнеса. Так, еще пять лет назад компания стала главным акционером гамбургской бизнес-ориентированной социальной сети Xing, а два года назад выкупила ее полностью. Кроме этого, капиталы журналистского концерна вложены в виртуальную службу знакомств, производство корма для животных и турбизнес. "Вместе с технологическими инновациями будет увеличиваться количество путей, по которым могут развиваться издательские дома", — дал прогноз в интервью газете Zeit председатель правления Hubert Burda Media Пауль-Бернхард Каллен (Paul-Bernhard Kallen).
Не без усилий держится на плаву финансовая лодка издательства FAZ, самое известное и главное детище которого — это либерально-консервативная межрегиональная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. В последние годы издательству пришлось продать газету Märkische Allgemeine Zeitung, книжное издательство DVA и журнал Bild der Wissenschaft. Но пока по-прежнему выходит газета Frankfurter Neue Presse и на полную загрузку работает типография Societäts. Кроме того, под крыло FAZ перешла газета Frankfurter Rundschau (FR): издательство купило 35 процентов акций издания.
Хотя издательству FAZ удалось несколько улучшить свое финансовое положение, одноименная газета продолжает нести крупные убытки. В 2013 году дефицит бюджета только печатной версии газеты составил 10 миллионов евро, а тираж сократился больше чем на 300 тысяч экземпляров. Правда, благодаря своему фонду FAZ располагает миллионными финансовыми резервами, исчисляемыми суммой с тремя нулями. Однако это не отменяет тот факт, что газета должна приносить прибыль. Поэтому в январе нынешнего года издательство решило кардинально сменить курс и наняло нового председателя правления, экс-менеджера Gruner+Jahr Томаса Линднера (Thomas Lindner) который решил, что вывести газету из кризиса поможет, прежде всего, сокращение рабочих мест с 900 до 700 в течение двух-трех ближайших лет. Таким способом планируется сэкономить 20 миллионов евро.
Общественность забила тревогу, опасаясь, что такая рачительная политика может привести к снижению уровня качественной прессы. "Кто экономит на флагманском судне, тот берет курс на кораблекрушение", — прокомментировал ситуацию глава гессенского отделения DJV Ганс Ульрих Хойзер (Hans Ulrich Heuser). А историк Арнульф Баринг (Arnulf Baring) после этого известия предложил создать фонд, чтобы сохранить "независимый, неподкупный голос" немецкой публицистики.
Для крупнейшего европейского медиа-концерна Axel Springer (газеты Die Welt, Bild) 2013 год стал, по словам его главы Матиаса Дёпфнера (Matthias Döpfner), "годом перемен, перелома и прорыва". Сделав ставку на цифровой сегмент бизнеса, берлинский концерн за 920 миллионов евро продал медиагруппе Funke целый ряд изданий, среди которых журнал Hörzu, а также газеты Berliner Morgenpost и Hamburger Abendblatt. Общий торговый оборот проданных изданий составлял 2,8 миллиарда евро. Дёпфнер подчеркнул, что это решение далось нелегко, при этом назвав сделку "важным шагом на пути к тому, чтобы стать ведущей цифровой медиаимперией". Онлайн-медиа становятся все более прибыльными для концерна: их доля в общем обороте в прошлом году составила 47,9 процентов, а в этом году — уже больше 50 процентов.
90-миллионные вложения в онлайн-бизнес и реструктуризацию, а также падения тиражей печатных изданий стали причиной того, что доходы компании по итогам прошлого года упали на 9% (454 миллиона евро). Однако акции концерна после коренных изменений выросли, а показатели прибыли берлинского гиганта в этом году снова пошли вверх. Еще один дивиденд от сделки — договор между Axel Springer и Funke об основании совместной компании для сбыта и маркетинга печатных и цифровых изданий, где ведущую роль получил концерн Axel Springer.
А медиагруппа Funke (бывшая WAZ), купив несколько изданий концерна Axel Springer, надеется построить "ведущий национальный издательский дом", как выразился председатель ее правления Томас Циглер (Thomas Ziegler). Компания расширяет свое представительство в регионах и теперь наряду с Рурской областью, Тюрингтей и Брауншвейгом будет издавать региональные СМИ в Гамбурге и Берлине. Funke взяла курс на то, чтобы сконцентрироваться на печатных изданиях в связке с цифровыми медиа. "Печатные и интернет-издания, региональные газеты и журналы должны обеспечивать журналистское качество и экономическую выгоду", — уверен Циглер.
Арина Попова
Germania-online.ru