Ради чего дизайнер детских игрушек и сотрудник транспортной фирмы занялись производством антиэвакуаторов

В сентябре 2013 года в Москве ввели платную эвакуацию: за год столичные службы отвезли на штрафстоянку почти 240 000 автомобилей. Активность эвакуаторов тут же вызвала ответную реакцию. Предприниматели, предлагающие устройства для противодействия эвакуации автомобилей, уверяют, что занимаются этим не только ради прибыли.

Со штрафстоянками Владислав Тумаланов, сотрудник транспортного холдинга и основатель компании «Антиэвакуатор.ру», знаком не понаслышке. За прошедший год его машину несколько раз забирали за неправильную парковку, один раз на его глазах — работники эвакуатора не стали прислушиваться к его просьбам дать ему переставить автомобиль. Чтобы защитить себя и свою семью от траты лишних средств и времени (плата за эвакуацию составляет от 3000 до 7000 рублей, вдобавок к штрафу в 3 000 рублей за неправильную парковку), Тумаланов придумал нехитрое устройство — металлический щит, который c помощью специальной шпильки и болта прикрепляется на колесо. Щит не дает поднимать автомобиль (вилка эвакуатора должна цепляться за все четыре колеса) или тащить его на лебедке. Когда устройством начали интересоваться друзья, Тумаланов понял, что его идея может оказаться популярной:


«У нас беспредел эвакуаторов, машины забирают, даже когда они не мешают движению. Мне хотелось показать людям, что можно от этого защититься и легально».

Как пишет издание РБК со ссылкой на «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП), в городе работают 300 эвакуаторов, которые ежедневно эвакуируют до 900 машин. Сейчас московские власти собираются расширить зону платной парковки до Третьего транспортного кольца, и в 2015 году город закупит еще около 100 эвакуаторов. Растет и число конфликтов между водителями и сотрудниками эвакуаторных служб.

Многие московские автомобилисты, в том числе Владислав Тумаланов, убеждены — в большинстве случаев эвакуация не является необходимой, а знаки, запрещающие стоянку и парковку, ставятся без особых на то оснований. Эвакуаторные службы, считают они, просто стремятся заработать на неаккуратных водителях.

«Возникает вопрос: это наш город или нет? Нужен баланс», — говорит Тумаланов.

Изучив интернет, начинающий предприниматель понял, что никаких особых решений по борьбе с эвакуацией нет. В начале 2014 года он зарегистрировал компанию Антиэвакуатор.ру и начал производство своих устройств. Детали он заказывает частному слесарному предприятию в Подмосковье, а продажи перепоручил друзьям, с которыми делит прибыль. Тумаланов признается, что для него производство щитов скорее, хобби, большую часть времени он уделяет основной работе.

Первые месяцы продажи шли тяжело — по три-четыре устройства в месяц, но летом торговля оживилась. Тумаланов связывает это с тем, что эвакуировать стали чаще, а водители стали наконец интересоваться, как этому противостоять. Помогла и реклама — адрес сайта крупными буквами на щитах, огласка в СМИ. С февраля по конец октября «Антиэвакуатор.ру» продал около 1500 устройств по 3900 рублей, при этом почти тысячу — только за октябрь. В связи с возросшим спросом в компании планируют расширить ассортимент антиэвакуаторов с разными ценовыми категориями.

«Раньше людям даже не приходило в голову вбить в поиске «антиэвакуатор». Сейчас все больше людей узнает об этом, но многие, конечно, еще побаиваются их покупать, они не уверены, что за установку такого устройства им не увеличат штраф в разы», — объясняет всплеск спроса производитель антиэвакуационного устройства «Аркан» Дмитрий Хабаров. «Аркан» работает по схожему принципу, что и «Антиэвакуатор» — стальной щит (правда, более компактный) крепится на колесо и фиксируется замком. Хабаров говорит, что когда разрабатывал свое устройство, изучил несколько зарубежных автомобильных блокираторов.

В некоторых европейских странах полиция ставит их на неправильно припаркованные машины.

Устройство блокирует одно из колес — пока владелец не заплатит штраф, уехать он не сможет. Но предотвратить эвакуацию блокиратор не может, поэтому Хабаров доработал идею.

Хабаров, основное занятие которого — дизайн и производство детских игрушек, сам ни разу не становился жертвой эвакуаторов. «Я решил заняться этим из чувства справедливости. Мне всегда не нравился этот подход, машина — это все-таки имущество, и неправильно забирать ее без решения суда, да еще и требовать за это деньги».

Продажи у Хабарова пока скромнее, чем у «Антиэвакуатор.ру» — он стартовал летом, и пока проданные устройства (по цене от 3 300 до 3 900 рублей) исчисляются единицами.

Зато с ним ведет переговоры о покупке партии устройств один из питерских автосалонов.

У предпринимателя нет собственного сайта, только страницы в Facebook и «ВКонтакте» — там он рассказывает о случаях незаконной, на его взгляд, эвакуации и убеждает автомобилистов, что они имеют полное право защищать свою собственность.

Сейчас воспрепятствование работе эвакуаторщиков действительно никак не регулируется законодательством. На установленные антиэвакуаторы водители эвакуационных машин и сопровождающие их сотрудники ГИБДД реагируют, по словам Владислава Тумаланова, спокойно: «Им все равно — полно других машин». Однако депутаты Госдумы уже внесли законопроект, согласно которому за установку устройств, препятствующих работе эвакуаторов (в том числе и самодельных, типа цепей), будет налагаться штраф (в Москве он составит 5000 рублей).

Одновременно Госдума обсуждает запрет на платную эвакуацию и эвакуацию машин вообще, за исключением случаев, когда автомобиль действительно мешает движению другого транспорта.

И тот и другой вариант фактически делает продажу антиэвакуаторов бессмысленной. Но Тумаланов, который даже не стал патентовать свое изобретение, понимая, что его устройство в принципе нетрудно скопировать, относится к этому спокойно: «Это же не бизнес, а гражданская позиция».