Сообщество «Диссернет» обвинило диссертационный совет Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ, Екатеринбург) в систематическом обмане. В уральском вузе работала настоящая фабрика фальшивых диссертаций, полагают разоблачители: в период с 2002 по 2009 год в вузе были защищены 11 диссертаций с признаками плагиата, при этом в ряде случаев аспиранты выходили на защиту с текстом работ своих же научных руководителей, лишь незначительно меняя содержание. Затем те же работы защищались вновь и вновь, и диссертационный совет этого будто бы не замечал. Бывший ректор вуза в ответ на обвинения говорит, что «Диссернет» не учитывает, что члены одной научной школы вполне могут писать похожие работы.

 

«Диссернет» опубликовал список из тринадцати фамилий уральцев, защищавших свои диссертации в УрГАУ (современное название вуза) в 2002-2009 годах. «В этом диссовете на протяжении практически десятка лет происходила защита одних и тех же текстов под видом новых диссертаций иных лиц», — считают эксперты сообщества.

 

Например, Виталий Балаболин, защитивший в 2004 году диссертацию по теме «Особенности развития лизинга и его эффективность в системе агропромышленного комплекса региона (на примере АПК Свердловской области)», почти полностью позаимствовал текст работы у Натальи Александровной Семиной, при этом научным руководителем Балаболина был ректор УрГАУ Александр Семин (отец Натальи). Затем сам Балаболин стал научным руководителем Андрея Рублева, который в 2007 году защитил, по мнению «Диссернета», ту же диссертацию, скопировав даже заключение. А Наталья Семина была оппонентом на защите.

 

90 страниц из диссертации Рублева в свою очередь скопировал Роман Абрамов из Кургана, научным руководителем которого был тот же Александр Семин, сообщает «Диссернет». Абрамов защищался в 2009 году. В 2004 году у Александра Семина также защищала диссертацию Валентина Шарапова, ее работа на 100 из 386 страниц совпадает с работой Балаболина.

 

«Диссернет» приводит еще несколько подобных примеров: одни и те же тексты кочуют из диссертации в диссертацию, при этом научными руководителями, консультантами и оппонентами часто выступают одни и те же люди: Александр Семин, Валентина Шарапова, Ольга Рубаева, Виталий Балаболин и т.п.

 

 

 

Александр Семин, возглавлявший вуз в 1995-2010 годах, говорит, что его диссертанты не списывали друг у друга, а вместе разрабатывали одну научную тему

 

«Диссертация Балаболина была защищена полностью или частично не менее пяти раз (под своим именем, под именем Рублева Андрея, и частично – под именем Абрамова, Шараповой и Бровченко), диссертация Юсупова – не менее трех раз (под своим именем и частично под именем Рубцова и Курбатова), диссертация Сулимина – не менее трех раз (под своим именем и частично под именами Бобылева и Курбатова), диссертация Живаева – трижды (под своим именем, полностью под именем Нагайцева и частично под именем Бочкова), диссертация Иовлева – дважды (под своими именем и под именем Ильяшенко), диссертация Аглотковой – дважды (под своим именем и частично под именем Селивановой), диссертация Шараповой 2004 году – дважды (под своим именем и полностью под именем Удельнова)», — резюмирует «Диссернет».

 

Один из основателей «Диссернета» Андрей Заякин рассказал Znak.com, что «фабрики» фальшивых диссертаций в российских вузах — «скорее правило, а не исключение». По его словам, как правило, диссертационные советы «крышуются» высшей аттестационной комиссией, а поэтому добиться наказания разоблаченных плагиаторов и их руководителей сложно. 

 

С исследованием целиком можно ознакомиться по ссылке, там подробно разобраны все диссертации и отмечен плагиат.

 

Бывший ректор УрГАУ Александр Семин, являвшийся научным руководителем нескольких сомнительных диссертаций, теперь возглавляет Институт мировой экономики и бизнеса Уральского государственного горного университета. Он сказал Znak.com, что обвинения «Диссернета» ему представляются некорректными. «Во времена, когда защищались эти работы, не было программ для проверки на плагиат, поэтому ответственность за оригинальность текстов лежит не на научных руководителях, а на самих авторах, — сказал он. — Но я не думаю, что здесь могут быть нарушения. Фамилии, о которых идет речь, принадлежат ученым одной научной школы. Они первые начали разрабатывать тему агролизинга, работали в соавторстве, это птенцы одного гнезда, и неудивительно, что их работы отчасти пересекаются. У них было общее научное направление, но каждый занимался своим аспектом, и в работах это заметно», — говорит Семин. По его мнению, «Диссернет» занимается «охотой на ведьм» и «пиаром».

 

Андрей Заякин из «Диссернета» находит эти доводы неубедительными: работы не просто написаны на одну тему, они повторяют друг друга дословно, десятками и сотнями страниц. «Любой преподаватель знает, что когда у студентов совпадают дословно пара фраз в контрольной работе – они списывали, и им надо ставить двойку. Здесь же речь не о паре фраз, а о сотнях страниц (!), и сотнях тысяч знаков (!) в непрерывных совпадающих кусках работ», — указывает Заякин. Перекладывать ответственность на диссертантов, прикрываясь отсутствием программы «Антиплагиат» в 2000-х, — лукавство, говорит эксперт: «Семин лично руководил написанием четырех диссертаций и не мог не увидеть, что имеет место почти на 100% списанный текст». В «Диссернете» считают, что профессор либо писал отзывы не читая диссертаций, либо заведомо шел на обман. 

 

Еще один из героев этой истории - Виталий Балаболин - тоже делал карьеру в образовании — он был замдиректора Института менеджмента и экономической безопасности Российского государственного профессионально-педагогического университета в Екатеринбурге. Связаться с Балаболиным не удалось; в отделе кадров РГППУ сказали, что больше в вузе он не работает.

 

Автор еще одной диссертации с признаками плагиата, Андрей Рублев, работает руководителем ОАО «Уралагроснабкомплект». Он рассказал Znak.com, что около пятнадцати лет трудится по теме своей диссертации («Совершенствование лизинговых отношений в агропромышленном комплексе») как ученый и практик, диссертацию писал сам, считает ее оригинальной, а обвинения необоснованными.

 

В пресс-службе УрГАУ на просьбу Znak.com прокомментировать расследование «Диссернета» не ответили.

Дмитрий Колезев