Керчь – Октябрьский шторм стал настоящим испытанием для пассажиров и водителей, застрявших на керченской паромной переправе. Заложниками непогоды в общей сложности стало более тысячи человек.
«Единобилетчикам» пришлось пережидать шторм в гостиницах, причем оплачивать номера за свой счет, а дальнобойщикам – в накопителях, где из удобств – только биотуалеты. На пятый день урагана эмоции по обе стороны пролива зашкаливали. Однако паромы на грузовой и пассажирской линиях заработали только к вечеру вторника, да и то в ограниченном режиме.
Пробные рейсы небольшие паромы «Ейск» и «Керченский-2» сделали во вторник утром. По данным «Единой транспортной дирекции», только эти судна из всех, работающих на переправе, устойчивы к порывам ветра до 18-ти метров в секунду. Но даже они ходили с большим интервалом и повторно вышли в море только после обеда. В первую очередь, забрали «единобилетчиков» и пассажиров с детьми. По сообщению сайта kerch.com.ru, первым делом на паром запустили тех, у кого билет на 23-е число – день, когда переправу полностью закрыли из-за штормового предупреждения. В порту «Кавказ» то и дело вспыхивали конфликты – люди норовили пройти без очереди, а реального контроля за передвижением не было.
После трех часов дня на линии выпустили большие паромы «Глюкофилоза» и «Николай Аксененко», а ближе к вечеру запустили грузовые «Севастополь» и «Новороссийск». При этом только по официальным данным, в портах «Крым», «Кавказ», в Новороссийском и Керченском морском рыбном порту очереди на погрузку ожидали по полтысячи легковых и грузовых авто. Несколько десятков грузовиков, по наблюдению корреспондента Крым.Реалии, во вторник вечером продолжали стоять в районе моррыбпорта Керчи. Фуры и бензовозы расположились вдоль улицы Ворошилова, чем создавали неудобства для пассажиров маршруток. Остальные большегрузы (больше четырех сотен) отправили в накопитель, организованный еще летом в керченском аэропорту. Площадка оказалась буквально забита грузовиками. В социальных сетях пишут, что реальное количество машин там значительно превышало официальную цифру.
«У меня муж сейчас стоит в керченском аэропорту. Площадка битком набита, ни воды, ни еды, ни туалета. Хотя обещали подвозить питьевую воду, организовать полевую кухню и подогнать бензовоз. Грузовых машин намного больше, чем пишется. Мой муж 23-го числа записался и был в своём списке где-то четырехсотым, а списков два: на Новороссийск и в порт «Кавказ». У мужиков заканчиваются деньги, еда, вода, солярка и терпение. Баллончик газа стоит 200 рублей, при обычной цене в пятьдесят, сосиска в тесте – 80 рублей. Похоже, товарищи подзабыли, как им летом всё движение в городе фуры перекрывали», – написала пользователь «Вконтакте» Ольга Мынкина.
Бесплатная каша и номер в гостинице за свой счет
Подсуетившиеся предприниматели организовали в накопителе торговлю быстрой едой – шашлыками, хот-догами и самсой, но дальнобойщики предпочли отцеплять от кабины прицепы и самостоятельно ездить за продуктами в магазины Керчи. Открытием для водителей стала платная стоянка в аэропорту. За каждую машину здесь стали брать 150 рублей в сутки, причем обещанных квитанций дальнобойщикам так и не дали. Зато в накопителе на переправе МЧС организовало для застрявших в шторм «полевую кухню» из расчета 500 порций каши в день и бесплатный чай. При этом, как пишет kerch.com.ru, замглавы администрации Керчи Денис Подлесный заявил, что городские власти, в общем-то, и не обязаны кормить людей, ожидающих переправы.
В отличие от дальнобойщиков, пассажирам, следующим по единому билету, пришлось потратиться не только на еду, но и на проживание. По сообщению «Единой транспортной дирекции», людей разместили в гостиницах Керчи, Феодосии, а также станицы Голубицкой, Анапы и Краснодара. Однако вынужденным «поселенцам» керченского санатория «Киев», например, оплачивать номер пришлось за свой счет по существующим тут тарифам.
«В общей сложности, количество таких пассажиров («единобилетчиков», размещенных в гостиницах – Прим. авт.) с обеих сторон переправы составляет порядка 650», – сообщили в «Единой транспортной дирекции» в понедельник.
Согласившихся переждать непогоду в керченском санатории, по данным местной прессы, оказалось не больше сотни. Остальные несколько суток провели в набитом битком зале ожидания переправы.
«Получилось, что мы, как пираты, захватили паром»
Ситуация накалилась до предела еще в минувший четверг, когда рейсовые автобусы, прибывшие на переправу, первыми узнали о ее закрытии из-за урагана. Разъяренные пассажиры буквально штурмом взяли паром, заставив капитана совершить рейс.
«Ехал на автобусе 23-го числа «Ялта – Ростов-на-Дону». Приехали в порт «Крым» и перед нами закрыли переправу. Полночи сидели в автобусе, потом наш водитель по телефону договорился с водителем автобуса, который следовал из Ростова в Ялту, поменяться пассажирами. В итоге мы поехали из порта «Крым» в рыбпорт Керчи, куда из порта «Кавказ» каким-то образом ещё ходили паромы. Когда приплыл паром с той стороны, люди сели к нам в автобус, и мы стали ждать, когда смогут переправить нас. К утру дали добро на погрузку людей. Но как только мы зашли на паром, а наш автобус с другими пассажирами уехал в Ялту, экипаж сказал, что мы уже никуда не плывем и нужно выходить. Пригнали какой-то местный автобус, который должен был отвезти нас в порт «Крым» и там разместить. Но тут все взбунтовались, поскольку в порту все забито, и нам пришлось бы сидеть на улице, а с нами были и дети, и пенсионеры. Мы все как родные стали, начали искать телефоны прокуратуры, следственного комитета. Продолжалось это до обеда, в итоге они не выдержали и мы поплыли! Получилось, что мы, как пираты, захватили паром. И оказалось, что это был единственный паром, который переправился за это время», – написал в социальной сети один из пассажиров.
Старожилы рассказывают, что при таком ветре, как нынешний, небольшие паромы через пролив всегда ходили. Один из керченских капитанов в отставке рассказал Крым.Реалии, что дело не столько в шторме, сколько в команде.
«Новые капитаны, они не знают этих мест, они просто боятся выходить в море. А греки, узнав про штормовое предупреждение, решили переждать, хотя могли еще сделать рейс. Но безопасность пассажиров, конечно, прежде всего», – рассказал моряк.
По мнению бывшего капитана, чтобы не доводить ситуацию до предела, перед закрытием переправы нужно было по максимуму разгрузить площадку.
В мост через пролив уже мало кто верит
Предприниматели тем временем не исключают, что простой фур на переправе может отразиться на конечной стоимости продуктов, завозимых в Крым с материковой России. Поскольку бизнесмены, как рассказывают дальнобойщики, оплачивают перевозчикам каждый час работы, включая их простой.
В социальных сетях между тем стали активно вспоминать мартовские обещания крымских и российских властей касательно строительства моста через Керченский пролив. В транспортный переход, похоже, уже мало кто верит.