Вмарте-апреле 2014 года на всю Украину зазвучала тема крымских переселенцев. И, как думается многим, крымчане уже определились, кто на чьей стороне, перестав перебираться на материк. Однако, как выяснилось, волны крымской «эмиграции» продолжаются.

В первую мартовскую волну крымского переселенчества уезжали люди, имеющие четкую проукраинскую позицию, а также те, кто боялся за свою безопасность. Поэтому на материк подались, прежде всего, проукраинские активисты и журналисты, которым при тоталитарной власти было оставаться небезопасно, да и патриотическая позиция не позволяла находиться среди российских флагов.

«Меня просто воротило от российских оккупационных флагов вокруг. Я – человек, который вырос и состоялся в Украине. Поэтому для меня украинские флаги – родные. Когда мы въезжали на материк, у меня полились слезы, потому что я увидела нашу символику, – рассказывает переселенка Екатерина. – А когда мы прибыли на новое место жительства, то я увидела рядом с украинскими еще и флаги Евросоюза. Это было потрясающее ощущение, что я – дома».

Тогда же на материк подались и крымские татары, которые предвидели отношение к себе со стороны России. Среди них много представителей тех течений ислама, которые в России запрещены.

Но все же большинство людей уехало, предвидя скорую войну, которой, к счастью, не случилось. «Если честно, мы думали, что в Крыму будут стрелять. О чем можно было думать, когда вокруг танки и автоматчики? Поэтому и уехали. Потом поняли, что стрелять не будут. Но все-таки мы уже прижились на новом месте и возвращаться в Крым передумали», – рассказывает Мария, переселившаяся с семьей на материк в марте и даже успевшая продать свою квартиру в Крыму.

Но не все поступили так, как она. Многие из тех, кто весной думал, что в Крыму начнется война, и уехал только по этой причине, уже вернулись обратно. А летом миграционные потоки сошли на нет, и можно было предположить, что все, кто хотел, уже свой выбор сделали.

Но осенью накатила новая волна эмиграции. Из Крыма стала бежать молодежь, которая не выдержала, по ее словам, «экономического и политического идиотизма», творящегося сегодня на полуострове. Эти люди прибыли на материк в конце сентября – начале октября. Большинство из них – активная молодежь, имеющая высшее образование, и, несмотря на возраст, немалый опыт работы, а в придачу еще и богатую историю путешествий за границу, чаще всего, в Европу. Стоит отметить, что это по большей части политически индифферентные люди. Украинский патриотизм тоже сыграл свою роль, но не был для них определяющим фактором. Изначально эти переселенцы думали, что с новой российской действительностью стрепится-слюбится. Но не стерпелось и не слюбилось…

«Поняли, что надо уезжать, когда в полной мере ощутили на себе все прелести так называемого переходного периода, – делится 25-летняя переселенка Ирина. – Когда ни с того ни с сего нам вырубили мобильную связь, и я как-то осталась одна посреди города без ключей от дома и без связи с мужем. Плюс цены, невыносимо высокие буквально на все. В общем, мы решили уехать. И не жалеем, потому что на материке лучше. И цены ниже, и культура населения выше, ну и чувствуем себя дома».х

Точных официальных данных о том, сколько человек переехало на материк осенью, нет. Потому что, в отличие от весенней волны, они по большей части не регистрировались в государственных органах. Но по количеству новых лиц, которые ходят на встречи переселенцев, например, во Львове, могу сказать, что их приблизительно 30% от того числа, которое было в марте-апреле.

Говоря о переселенцах из Крыма, нельзя не провести параллель с волнами эмиграции в России и СССР. Если углубляться в историю, то мы вспомним, что эмиграция для этой страны – не нечто из ряда вон выходящее, а привычные будни. Такое уже было с мыслящими самостоятельными людьми, как их называла поэтесса Цветаева, «не вписывающимися в окоем».

В первую волну (1918-1923 годы) из СССР уезжали от победившей в ходе революции большевистской власти. Во вторую (1941-1945 годы) выехали и не вернулись те, кого выгнала война. Третья волна (1948-1990 годы) пришлась на период «холодной войны», когда из СССР бежали преимущественно представители творческой интеллигенции и диссиденты. Во время четвертой волны (с 1990-х и по сей день) из России продолжают выезжать интеллектуалы. Это так называемая утечка мозгов, которая угрожает полностью обескровить мыслящую Россию.

Можно предположить, что и крымских волн эмиграции тоже будет несколько. Первую, мартовскую-апрельскую, я условно называю идеологической. Вторая, осенняя волна, это волна экономическая. Скорее всего, третья волна также будет связана с экономическими и социальными неудобствами, например, в системе ЖКХ. К примеру, начнется недостаток питьевой воды, пройдут веерные отключения электроэнергии, цены повысятся еще больше и достигнут российского уровня… Но это лишь предположения, так как могут возникнуть какие-то другие проблемы.

А вот следующий фактор, который я назову, сработает с вероятностью в 90%. Еще одна волна переселенчества захлестнет материк тогда, когда в Украине закончится зима и настанет теплое время года. Сейчас многие и хотели бы уехать из Крыма, но боятся замерзнуть на материке без российского газа. Когда же эта проблема будет снята с повестки дня, можно будет выдвигаться в «путешествие».

И, наконец, можно спрогнозировать еще один всплеск переселенчества. Вопрос только во времени. Когда в Украине исчерпается военный конфликт, те крымчане, которые сегодня хотят уехать, но опасаются оказаться в воюющей стране, перестанут бояться – и их больше ничего не будет сдерживать. Но когда именно это случится, зависит от слишком многих обстоятельств на него однозначно: выгодно

Конечно же, все это не волны эмиграции в полном смысле слова. Скорее всего, лет через 30 историки объединят их в одну. Но сегодня, когда мы проживаем день за днем, каждый из которых равноценен году, мы все ощущаем слишком остро и не можем посмотреть на ситуацию неупрежденным взглядом историка.

Возможно, многие задают себе вопрос: выгодно ли правителям России, что из Крыма массово бегут люди? Я бы ответила на него однозначно: выгодно. Таким образом без особых усилий Путин зачищает территорию от нелояльных граждан. В итоге, чем меньше таковых останется в Крыму, тем для него лучше. Но это касается только среднесрочной перспективы. В долгосрочной Россия из-за этого процесса проиграет. Как и почему, я расскажу в своей следующей публикации.

Настя Дрозд, блогер, крымчанка