Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому публичные богослужения, проводимые в общественных местах вне территории храмов, будут осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Эксперты не исключают, что в этой связи могут возникнуть проблемы. Впрочем, представители конфессий уверены, что новый закон позволит сформировать единый подход к совершению публичных богослужений, и не ущемит права верующих.

Поводом для принятия закона послужило решение Конституционного суда. В 2012 году, рассмотрев жалобу представителей организации «Свидетели Иеговы», которых оштрафовали за проведение богослужений за пределами культового сооружения без согласования с властями, суд постановил, что «публичные религиозные мероприятия можно совершать в некультовых помещениях без согласования с властями». Таким образом, суд признал неконституционным одно из положений федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого 26 сентября 1997 года.

После решения суда началась работа по внесению поправок в статью 16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». 8 октября 2014 года поправки были приняты Госдумой РФ, а 15 октября одобрены Советом федерации.
Согласно новому закону, богослужения, а также другие религиозные обряды и церемонии совершаются беспрепятственно в культовых и иных зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности, в местах паломничества, на территории учреждений, созданных религиозными организациями, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. В иных случаях публичные богослужения и религиозные собрания, если они требуют обеспечения общественного порядка и безопасности, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Как отмечает главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы» Дмитрий Ястребов, речь идет о согласовании с властями в том случае, если мероприятие проводится в общественных местах и носит массовый характер. «Как правило, организаторам такого рода публичных мероприятий удается предсказать примерное количество участников,— рассказал “Ъ” господин Ястребов.— В то же время проводить прямую аналогию между митингами и религиозными мероприятиями не стоит». По его мнению, обращает внимание неопределенность понятия «места паломничества». Он не исключает, что могут возникнуть вопросы и проблемы в правоприменении, например в правомерности собрания группы лиц около креста (камня, иного предмета), который верующими объявляется священным.


Впрочем, представители религиозных организаций не разделяют опасений эксперта. «Данный законопроект разрабатывался с участием представителей конфессий, поэтому там учтены замечания религиозных организаций,— пояснила “Ъ” руководитель юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).— Он позволяет сформировать единый подход к совершению публичных богослужений». По ее мнению, предыдущая редакция закона «О свободе совести и религиозных объединениях» не давала внятного ответа на этот вопрос. «Закон конкретизирует, а не ущемляет права верующих»,— считает игуменья. «Мы уже несколько лет назад ввели практику уведомления местных властей о подготовке массовых мероприятий,— заявил “Ъ” заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.— Мы перед началом мероприятия создаем штаб, который координирует свои действия с местными властями». По его словам, Совет муфтиев России с пониманием относится к данным мерам и не видит в новом законе ущемления прав верующих.

«Закон снимает несогласованность закона “О свободе совести и религиозных объединениях” и закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, которая создавала неудобства как для правоохранительных органов, так и для религиозных организаций,— убежден первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.— С вступлением в силу нового закона религиозные организации не пострадают, потому что он не ограничивает права проведения богослужения в собственном или арендованном здании или помещении».

Павел Коробов, Григорий Туманов