Как выяснилось, финансирование ремонтных работ на федеральных трассах в составе «тюменской матрешки» уже в следующем году будет уменьшено. Поэтому 1 млрд рублей перейдет федералам из бюджета Тюменской области на ремонт участков дорог в районе Увата. При этом бюджеты автономных округов, входящих в «большую Тюменскую область», не потратят на это ни копейки. В связи с чем депутат Гарри Столяров заметил, что у правительства РФ есть деньги на финансирование Крыма и «Роснефти», но нет средств, чтобы обеспечить нормальное движение в регионе, дающем 50% ВВП страны. Это заявление вызвало бурную реакцию «государственников».
В частности, единоросс Владимир Ульянов заявил, что не следует кичиться успехами Тюменской области. «Строить тут политику на том, что мы великие и даем полбюджета РФ, – ненормально, – сказал Владимир Ильич. – Все 85 субъектов России великие так или иначе. Вместо этого нужно обеспечить депутатский контроль над проведением ремонтных работ через создание депутатских групп или постов».
Его поддержал еще один представитель «партии реальных дел» Сергей Козлов. «Мне стыдно, что мы не понимаем геополитические задачи, – заявил он. – И не доходит до нас даже такая простая вещь, что в Крыму будут отдыхать жители Тюменской области. К тому же надо помнить о протяженности дорог, которая очень большая, и о плотности населения, которая очень маленькая. Это же очевидные вещи».
За соратника по партии высказался бывший кандидат в губернаторы области от ЛДПР Михаил Селюков. «Мы находимся в областной думе, а не в федеральном правительстве, – обратил он внимание собравшихся на очевидный факт. – И прежде всего защищаем интересы жителей «тюменской матрешки». Наши претензии рождены вопросами избирателей. Это они спрашивают, почему на Крым идут миллиарды, госкомпаниям нефтяным – триллионы, а нам почему-то приходится выбивать деньги. Россия – великая, конечно, держава, но мы заботимся о местном населении. Если в ФНБ есть деньги – дайте их нам или скажите, почему не даете. Если мы выбьем 250 млрд рублей на ремонт дороги до Нового Уренгоя, все жители будут довольны».
Николай Барышников, «enfant terrible» партии власти, вновь поддержал оппозиционеров. «Когда создавался нефтегазовый комплекс, дороги строил весь Советский Союз, – припомнил он. – Это было нужно всей стране. Сегодня значимость нашего региона не уменьшилась: без этих нефти и газа экономика РФ очень серьезно пострадает. Дороги нужны именно потому, что северная экономика нужна стране как воздух. В последнее время ситуация с дорогами, конечно, улучшилась, но проблема не решена. А в будущем году нас ожидает сокращение средств. Но нужно понимать, что министр не решит вопрос. Скажите, кто возглавляет Госсовет? Вот к нему и надо обращаться. (Барышников имел в виду Владимира Путина, – прим. ред.). Про Крым рассказывать – это, конечно, хорошо, но государство живет от нашей территории».
Вице-спикер думы, глава фракции ЛДПР Владимир Сысоев предложил, как обычно, радикальный метод решения проблемы. «Людям все равно, где чьи дороги, – сказал он. – Они платят налоги и хотят ездить нормально. Есть ведь еще одна проблема: мы с трудом выбиваем из федерального бюджета деньги, а когда они приходят, подрядчики даже не успевают их потратить. Вот сегодня область выделяет деньги из своего бюджета на федеральные дороги. Может быть, вообще эти дороги перевести тогда на обеспечение регионального бюджета?».
Председатель обкома КПРФ Тамара Казанцева обратила внимание на то, что порой ремонтные работы выглядят неоправданными. «Такое ощущение, что нет анализа по состоянию сети в целом, – заявила Тамара Николаевна. – Я часто езжу в Тобольск, и там постоянно ремонтируют дороги, даже когда этого делать не надо. А дороги, например, до Каскары или в сторону Омска – кочка на кочке, яма на яме, и там ничего не делается. Нет равномерного распределения средств. Наши муниципальные дороги благодаря нашему правительству выглядят гораздо лучше, чем федеральные. Анализируйте состояние и в первую очередь ремонтируйте проблемные участки».
Игорь Зубарев рискнул дать ответ только на это замечание. Он объяснил, что людям часто кажется, что его организация ремонтирует те дороги, которые находятся в идеальном состоянии. «На самом деле через четыре года асфальт покрывается сеткой микротрещин и за небольшие деньги мы продлеваем сроки эксплуатации всего покрытия, – рассказал он. – Это дешевле, чем более серьезный ремонт».
Губернатор Владимир Якушев, однако, поддержал коммунистку. «Несмотря на это объяснение, считаю, что Тамара Николаевна права, – сказал он. – Участки, где есть проблемы с движением, должны быть отремонтированы в первую очередь. И все же предлагаю в постановлении отметить, что ФКУ «Уралуправтодор» проводит огромную работу, есть положительные сдвиги по приведению федеральных трасс в приличное состояние. А то нахлестали по щекам его [Зубарева], так пусть скажет сотрудникам, что работа все-таки замечена».
В итоге доклад Игоря Зубарева был принят к сведению. Поправки членов ЛДПР о том, что депутатские предложения необходимо направить в Минтранс, также прошли.
Отметим, что ремонт федеральных дорог в «матрешке» и усилия по привлечению на это денег из бюджета страны были одной из основных задач, которые обещал взять на себя Владимир Якушев в ходе предвыборной гонки.
Антон Юлаев