Почему не учит мировой авиационный опыт? Об этом корреспондент "РГ" беседует с членом правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президентом Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерием Шелковниковым.

Валерий Георгиевич, авиакатастрофа во Внуково произошла на взлете. Подтверждается, что это один из самых опасных участков полета?

Валерий Шелковников: Да, мировая статистика гласит: на взлете происходит 8,5-10 процентов от общего количества катастроф. При посадке - 48-55 процентов авиационных происшествий. Но ведь тут не просто на взлете: самолет столкнулся с аэродромной машиной.
 
Сразу вспоминается страшная катастрофа Ту-154Б в Омске в октябре 1984 года, когда было такое же столкновение.
Валерий Шелковников: Там ситуация немного иная: Ту-154, который выполнял рейс по маршруту Краснодар - Омск - Новосибирск, столкнулся с машинами (их было три) уже после посадки. Но тоже была ночь, сложные метеоусловия. Взрыв, пожар. Погибли 169 пассажиров, 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб.

То есть проблема столкновений на взлетно-посадочной полосе как была когда-то, так и остается сегодня?

Валерий Шелковников: К сожалению. И это не только ситуация "самолет - машина". В январе этого года в немецком аэропорту Цвайбрюкен едва не столкнулись военный транспортный самолет и пассажирский A-319. Взлетающий А-319 прошел в 400 футах над занявшим ВПП и готовившимся к взлету военным самолетом.

Три года назад в аэропорту Хельсинки тоже случился серьезный инцидент: самолет ATR-72 авиакомпании Golden Air уже находился на предпосадочной прямой, когда на полосу садился другой самолет. Благо, командир ATR-72 вовремя сориентировался и быстренько ушел на второй круг.
А не так давно в аэропорту Сиднея выруливший на взлет A380-800 авиакомпании Emirates Airlines едва не столкнулся с японским Boeing 777-200, который уже начал разбег. И в это же время приземлялся малайзийский самолет! Он был вынужден срочно уйти на второй круг с малой высоты. Представляете?

Во Внуково, по предварительным данным, виноват шофер снегоуборочника. А причины в других случаях?

Валерий Шелковников: Все тот же человеческий фактор. Надо сказать, что аэродром Внуково особый. Он не только международный, но и обслуживает более 90 процентов всех особо важных рейсов. Имеет пересекающиеся ВПП, сложную конфигурацию рулежных дорожек. Есть три фактора, которые могли привести к катастрофе: связанные с пилотом, с управлением воздушным движением и с водителем транспортного средства.

Например?

Валерий Шелковников: Скажем, факторы, связанные с пилотом, включают непреднамеренное невыполнение разрешений авиадиспетчера. Зачастую такие случаи - результат сбоя связи, потери пилотом ориентации или его неправильного восприятия указаний диспетчера. Факторы, связанные с УВД: диспетчер на мгновение "забывает" о воздушном судне, закрытии ВПП, спецтранспорте на полосе. Факторы, связанные с водителем машины: отсутствие разрешения диспетчера на въезд на ВПП, невыполнение указаний или сообщение диспетчеру неточных данных о местоположении, ошибки в процессе связи, неадекватная подготовка...

Недавно вступило в действие 19-е Приложение к Конвенции ИКАО "Управление безопасностью полетов". В соответствии с ним государства обязаны внедрить Систему управления безопасностью полетов (СУБП), чтобы поставить заслон авиакатастрофам. В том числе и таким, как эта?Валерий Шелковников: Это революционный документ, которого авиаторы мира ждали более тридцати лет. Он, в частности, требует, чтобы на всех аэродромах были внедрены программы предотвращения несанкционированных выездов на взлетно-посадочные полосы, определены группы по вопросам безопасности операций на ВПП, выявлены опасные участки, определена конкретная ответственность пилотов, провайдеров аэронавигационного обслуживания, диспетчеров, эксплуатантов аэродромов и водителей транспортных средств. Разработаны конкретные рекомендации.

Кстати, буквально накануне аэропорт Внуково подтвердил свою готовность к работе в осенне-зимнюю навигацию: спецавтотранспорт прошел необходимое предсезонное обслуживание и проверку, спецмашины и самоходные механизмы аэродромной службы технически исправны, оборудованы проблесковыми маяками, тросами, радиостанциями. К работе на летном поле готовы приступить более 90 единиц специальной техники. На складе аэродромной службы запасены 360 тонн жидкого химического реагента, 400 тонн гранулированного химического реагента и 180 тонн реагента для обработки покрытий и дороги... Но в чем весь ужас? Вся эта огромная работа запросто перечеркивается одним человеком.

Между тем

По данным исследования Массачусетского технологического института, риск для пассажира погибнуть в авиакатастрофе на внутренних авиалиниях индустриально развитых стран составляет 1 к 8 млн. В развивающихся странах на внутренних рейсах эта вероятность достигает 1 к 500 тысячам.