Это не пропаганда повлияла на население России. Оно всегда было убеждено, что украинские майданы организовали американцы, просто теперь Путин им сказал: "Ты абсолютно прав, народ", – заявил в интервью изданию "ГОРДОН"российский писатель Виктор Ерофеев.
Наталия ДВАЛИ
Чуть больше месяца назад известный российский писатель Виктор Ерофеев опубликовал эссе "Как тут жить дальше?", возмутившее путинских ура-патриотов. Телепропагандист Дмитрий Киселев даже посвятил Ерофееву отдельный репортаж, творчески "переосмыслив" главные месседжи статьи.
"Текст Виктора Ерофеева откровенно пропитан презрением к российскому народу, - негодовалКиселев. – Здесь и "наш первородный расизм", и "народ в восторге от запретов". Ну, и самая верхняя нота русского писателя Виктора Ерофеева в адрес собственного народа: народ наш – "гроб с гниющими потрохами". Здесь презрение к народу уже переходит в отвращение к нему".
Виктор Ерофеев, автор рассказа "Жизнь с идиотом", романов "Русская красавица" и "Энциклопедия русской души", родился в семье советского дипломата, личного переводчика Сталина Владимира Ерофеева. Детство будущего писателя прошло в Париже. Уже в советской России его дважды исключали из Союза писателей, в том числе "за организацию в самиздате неподцензурного альманаха "Метрополь". До 1988 года книги Ерофеева в СССР не печатали. С распадом Советского Союза Виктор Владимирович стал одним из самых востребованных российских писателей на Западе.
В эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН"Ерофеев рассказал о том, почему причина украино-российского конфликта не в Путине, а также об архаичном сознании российского населения, не готовом принять ни западные ценности, ни европейскую Украину.
– В Украине многие убеждены: исчезнет Путин – прекратится и агрессия России. Вы тоже так думаете?
– Вы наивны, ей-богу. Люди, имеющие большую власть (а Путин обладает в России практически безграничной властью), готовят себе преемников, куют новые кадры. Вокруг президента РФ много людей, абсолютно разделяющих его взгляды по отношению к Украине.
Я совершенно не уверен, что Путин постареет, отойдет от дел, а на его место придет человек, разделяющий западные ценности. Такого не случится. По-настоящему демократические изменения в России растянутся на очень много лет, и начнутся они только с приходом нового Петра I с его принудительными проевропейскими реформами. Пока его не видно. Зато новая российская империя требует Украину. Это как максимум, а как минимум – империи необходим сухопутный коридор из России в Крым.
– Но почему российский обыватель так радостно подхватил риторику Кремля? Почему именно Украина вызывает в нем такую агрессию?
– 2014-й стал годом-рентгеном, буквально на глазах произошло открытие души российского обывателя. Оказалось, что подавляющая часть населения исповедует абсолютно антизападные, антидемократические и антилиберальные ценности. И телепропаганда тут ни при чем, речь идет об очень архаических российских понятиях.
Никто не обольщался, когда во главе Российской Федерации стал человек, всю жизнь занимавшийся разведкой. Никто и не думал, что он будет прививать России европейские ценности. Здесь стоит до земли поклониться Борису Ельцину, который "наградил" нас таким подарком.
Это не пропаганда так повлияла на умы населения. Наоборот: к радости огромного количества обывателей, Путин, наконец, начал артикулировать то, в чем убеждены многие в России, а именно: все украинские майданы организовали американцы. Российское население всегда так думало, но лишь теперь глава государства им сказал: "Ты абсолютно прав, народ".
– То есть до 2014 года российское руководство было более либеральным, чем народ?
– Совершенно верно. Путин шел на Запад с предложениями партнерства, но произошло две вещи: первая не связана с Украиной, а вторая – связана.
Во-первых, Путин разочаровался в своих западных друзьях, понял, что его предали, когда Европа поддержала протестные движения в России в 2011–2012 годах. Это были не просто протестные, но именно антипутинские движения. Запад откровенно дал понять, что хотел бы вместо путинской России видеть нормальное европейское государство.
Именно после 2011–2012 годов Путин развернулся спиной к Европе и начал активнее строить российскую империю как противовес всему Западу.
– Это первая причина, почему Путин резко отвернулся от Запада. Какая же вторая?
– Для строительства новой российской империи Украина – очень важный, краеугольный элемент. Ваша страна входила в Российскую империю, была в Советском Союзе. Честно говоря, и после распада СССР Украина не отошла от России. Все украинские коррупционные правители (может быть, за исключением Ющенко, который не воспользовался правильно ситуацией) все время играли с Россией, вели с ней подпольные переговоры, подробности которых мы не знаем до сих пор.
Когда через Майдан и революцию Украина действительно разорвала отношения с коррумпированным режимом Януковича и устремилась в сторону правового государства, президент России вновь почувствовал себя преданным. Сначала его предал Запад, а теперь – и Украина. Путин считает, что именно Запад навязал свои ценности Украине, а не она сама их органически приняла. Это серьезная ошибка Путина.
– Я могу понять, когда человек, прослуживший в КГБ, не верит, что народ может саморганизоваться. Но как же российская интеллигенция, выразившая поддержку политике Путина, – она тоже убеждена, что Майдан организовали западные спецслужбы?
– Среди писателей, режиссеров, актеров, музыкантов, подписавших письмо в поддержку Путина, много моих друзей и знакомых – Паша Лунгин, Юрий Башмет и другие. Они откровенно признаются, что государство их поддерживает, а теперь они должны поддержать государство. В этом находят себе оправдание.
Среди подписавшихся есть и те, кто действительно отстаивает российскую имперскую идею, а Украину считают младшим братом. Есть и откровенные ультранационалисты, вроде Александра Проханова, который убежден: Россия должна превратиться чуть ли не в Северную Корею, а путинский режим слишком либерален. Это позорное явления для XXI века, но совершенно не новое: еще в советские времена писатели требовали расстрельных статей для Бухарина или Троцкого.
Удивляться нечему, интеллигенция в России всегда была расколотой. Для меня куда более удивительно то, что Майдан выстоял суровую зиму 2013–2014 годов и победил. Это невероятный героизм. Конечно, после было наделано много глупостей, при более правильной политической игре Украина могла и Крым сохранить, и избежать конфликта на Донбассе. Но, к сожалению, у вас слабая и маленькая прослойка умных людей. Украине надо наращивать интеллектуальные политические мускулы, чтобы отстоять европейское будущее.
– Разве Украина уже не отстояла свой проевропейский курс?
– К сожалению, я не вижу дна в сегодняшнем конфликте, не вижу такого положения, при котором Россия оставит Украину в покое. Думаю, Путин не успокоится, пока не вытянет всю душу из Украины. Это не кончится только на Донбассе, находящемся сейчас в дыму и крови. Это крайне драматическая ситуация.
Украине надо комплексно и глубоко проанализировать архаическое российское сознание. Не стоит подходить к нему легкомысленно: мол, в России все с ума сошли. Повторяю: дело не в Путине, а именно в архаическом сознании российского населения. Без понимания этого Украина обречена, как Дон Кихот, бороться с ветряными мельницами и многое проиграть.
– После распада СССР прошло больше 20 лет, выросло новое поколение россиян, которые и путешествовали, и учились на Западе. Неужели они никогда не изменят архаическое антидемократическое российское сознание?
– Никогда не говорите "никогда". В России демократические ценности разделяет процентов 15 населения. Это небольшая цифра, но постоянная. Никто и никогда не воспитывал россиян в духе западных ценностей. Украинское общество тоже не воспитывали, но часть ваших территорий исторически была связана с Европой.
Если в Украине население, исповедовавшее западные ценности, составляло минимум 50 процентов, то в России – всего 15. После перестройки и распада СССР никто не принимал во внимание сознание 85 процентов россиян, не разделявших европейские ценности. Это большая ошибка либералов и демократов, пришедших во власть после 1991 года. Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, мой друг Борис Немцов занимались реформированием, которое 85 процентов российских граждан не понимало.
Я правда не понимаю, как можно в XXI веке не приветствовать нормальные человеческие ценности, а именно: личность важнее государства; государство должно служить людям, а не наоборот; нельзя сакрализировать государство и так далее. Украинский Майдан стоял на этих позициях, но даже в Украине с ее историческим европейским прошлым пришлось пролить кровь, защищая демократические ценности.
– Как думаете, сколько еще продлится конфликт на Донбассе?
– Мы общаемся в тяжелую, безрадостную пору. У моей жены есть дальние родственники, граждане Украины. Один из них воюет на стороне украинской армии, другой – на стороне сепаратистов. Это братоубийственная война. Порошенко прав, стремясь к перемирию. Война уносит огромное количество жизней. Пройдет время и никто не вспомнит, кого и зачем убивали самозванцы на Донбассе.
Я искренне считаю, что украинцы молодцы, потому что поняли: XXI век – это эпоха европейских ценностей, которые вы и понимаете, и отстаиваете, и сумеете сохранить. Но какой ценой – этого никто не знает.
– Вы никогда не задумывались об окончательной эмиграции из России?
– Если прижмут, не дадут дышать, наверное, всерьез задумаюсь об отъезде. Но я много времени живу на Западе, в Париже, а потому знаю: писателю интереснее жить в России, где все обнажено и можно многое понять о природе человека. На Западе общество закрытое, там сложнее понять человеческую душу. Так что Россия для писателя – это очень рискованный, но рай.
Кроме того, российский писатель должен делать все, чтобы сыграть умиротворяющую роль. Особенно сейчас. Моя дочка Майя наполовину русская, наполовину украинка. Я очень хочу, чтобы обе ее половинки были в гармонии. Потому и делаю все, чтобы такой огромный регион как Россия развернулся в сторону человеческих ценностей.