Выборы, выборы и интервью с главой Госсовета РК Владимиром Константиновым
«Изменения произойдут очень серьезные, для этого и проводятся выборы. В первую очередь изменения коснутся всей политической системы, будет дан старт ее адаптации к российскому законодательству и к российским стандартам. Произойдет также обновление власти, процентов на 85. Из старых лиц не останется практически никого, придут совершенно новые люди во все уровни власти. В этом смысле ожидания очень серьезные у всего крымского общества. И у нас нет особых сомнений в успехе реформ, которые будут проводиться, поскольку деньги уже начали поступать, и ожидания у нас самые оптимистичные».
Это высказывание спикера Госсовета Крыма Владимира Константинова относится к началу сентября, когда еще не было известно, чем закончатся выборы в местные органы власти. Итоги голосования, впрочем, были предсказуемы — ведомая на выборы Константиновым и главой правительства автономии Сергеем Аксеновым «Единая Россия» набрала 70 процентов голосов по партийным спискам и победила во всех одномандатных округах. В итоге правящая российская партия получила 70 из 75 депутатских мест в крымском парламенте — остальные забрала ЛДПР — и 22 из 24 мест в законодательном собрании Севастополя (ЛДПР — 2). Казалось бы, вот оно анонсированное Константиновым обновление. Новые партии, новые лица, модернизация и светлое будущее. Однако так может показаться только человеку весьма далекому от крымских реалий.
Поскольку в этом году количество депутатских мест в крымском парламенте было сокращено со 100 до 75, то можно сказать, что «Единая Россия» даже превзошла достижение Партии регионов в 2010 году, когда правящая на тот момент украинская политсила получила 80 из 100 мест в Верховном совете автономии. Что же до появления среди депутатов новых для избирателей лиц, то, действительно, парламент Крыма по сравнению с предыдущим созывом обновился на 56 процентов. Цифра внушительная, только вот 52 места в парламенте из 75 получили депутаты действующего и прошлых созывов законодательного собрания автономии, а также депутаты местных советов.
В частности, 30 избранных депутатов от «Единой России» ранее представляли в парламенте Партию регионов, в том числе и сам Константинов, 1 — блок «Русское единство» и 1 — партию «Союз». Шесть депутатов работали в крымском парламенте 5-го созыва, один — 4-го, а восемь человек избирались ранее на местах. Получается, что 69 процентов фракции «единороссов» в крымском парламенте — это «старая гвардия», которая в подавляющем большинстве представляла интересы Партии регионов.
Именно за «регионалами» и сформированным ими правительством, в котором особую роль играли «донецкие» и «макеевские», в Крыму тянется шлейф коррупционных скандалов. Автономия наряду с Донецкой областью — еще одной вотчиной партии Виктора Януковича и Николая Азарова — были самыми коррумпированными регионами Украины. Причем, по мнению экспертов, по уровню «беспардонности» крымские коррупционеры могли дать фору своим донецким коллегам. Тотальная коррупция, связанная в первую очередь с переделом драгоценной крымской земли, началась сразу после «бандитского периода», пришедшегося на 90-е годы. Те, кто выжил во время беспредела, то есть наиболее хитрые и осторожные, и стали политиками и крупными бизнесменами. К слову, Владимир Константинов, помимо того, что возглавляет парламент, является еще и одним из богатейших людей Крыма — его состояние, сделанное на строительном бизнесе, оценивается в 45 миллионов долларов.
При господствующем положении Партии регионов в Крыму, по оценкам самих бизнесменов, в тени находилось не менее 85 процентов всего бизнеса — при среднем показателе по Украине в 30 процентов. Мимо налогообложения просачивались и миллионы туристов, которыми хвастались крымские власти, но которые не приносили никакого дохода бюджету. Коррупция на полуострове приобрела такой размах, что шокировала даже видавших виды российских чиновников — вот уже, чем их не удивишь, однако же. «Коррупция приобрела такие масштабы, что встают дыбом волосы у тех, кто этого не знает», — так охарактеризовал в июле положение дел на полуострове полпред президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев.
После присоединения Крыма к РФ премьер Аксенов отметил, что коррупция «съедает» в Крыму половину республиканского бюджета, а Константинов позже признавал, что 90 процентов крымчан настроены категорически против руководителей на местах, которые сохранили свои должности после референдума 16 марта. Причина все та же — коррупция.
А теперь помножим творившийся на полуострове чиновничий беспредел на те суммы, которые Россия собралась выделять на развитие Крыма — согласно целевой программе это 373 миллиарда рублей, из которых 100 миллиардов поступят в следующем году. На благодатной почве вливаний из федерального бюджета крымские коррупционеры, сменившие разве что партийную окраску, выйдут на новый уровень. Конечно, если верить словам Константинова, то чистка рядов предотвратит подобное развитие событий. Но что делать, например, если в «обновленной версии» крымской власти по-прежнему остаются деятели наподобие депутата парламента Валерия Нахлупина, из числа «макеевских», кстати, который в 2011 году был главным идеологом программы «Чистый город», впоследствии проваленной, но облегчившей бюджет Крыма на десятки миллионов гривен? Или Игоря Лукашева, которого бывший начальник Главного управления МВД Украины по Крыму Геннадий Москаль напрямую называл держателем «общака» печально известной ОПГ «Сейлем»?
Свидетельством того, что крымские коррупционеры без проблем освоятся в российских реалиях, является признание того же Сергея Аксенова, который еще в июне заявил о том, что большая часть гуманитарной помощи, направленной в Крым из других регионов Российской Федерации, оказалась разворованной. А все потому, что помощь это — медикаменты, продукты питания, дизельное топливо и техника — распределялась с нарушениями правил бухгалтерского учета, без ведения реестра получателей, без учета потребностей организаций-адресатов и без контроля со стороны вышестоящих организаций. Премьер пообещал наказать виновных, но пока что ни об одном громком деле, связанном с коррупцией в Крыму, не сообщалось.
Отрадно разве что было услышать об отставке двух крымских мэров — Керчи и Евпатории — Олега Осадчего и Андрея Даниленко, которые в свое время, согласно опросу, проведенному украинскими СМИ, были названы худшими градоначальника страны. Причем не в последнюю очередь из-за связанных с ними коррупционных скандалов. К их деятельности, конечно, стоило бы присмотреться следственным органам, но коль скоро они, по словам Аксенова, решили «уступить дорогу молодым», то и Бог с ними.
Вот, если бы еще и крымский парламент в полном составе пошел на такое обновление, стоило бы ожидать, действительно, каких-то внятных изменений в качестве работы местной власти. А получается, что и меха старые, и вино не молодое, так что, по логике вещей, ничего страшного не произойдет — все будет, как и прежде.