Встреча Путина с Советом по развитию гражданского общества и правам человека 14 октября оставила ощущение, что СПЧ дрейфует в сторону конформизма
Леонид Никитинский
обозреватель «Новой», член Совета по правам человека при президенте РФ
Многие члены Совета заняты помощью детям, инвалидам и вообще людям, которых надо опекать и защищать. При этом возглавляемые ими НКО подвергаются беспрестанным и пристрастным проверкам. Кто осудит их за то, что они «соблюдают протокол» и стараются не говорить о вещах, которые могли бы вызвать раздражение президента и его администрации? Но если это в самом деле так, это плохо в первую очередь для него: в лице СПЧ в целом Путин имеет одного из очень немногих собеседников, от которого, по крайней мере, еще весной он мог услышать правдивые и важные вещи, какие ему вряд доведется услышать от его постоянного ближайшего окружения.
Впрочем, упущенная возможность поднять перед президентом многие важные темы могла стать и просто следствием ограниченности встречи во времени. Она продолжалась два с половиной часа, а со времени предыдущей прошел год, вместивший в себя очень многое. Фокус общественного внимания сместился в сторону событий на Юго-Востоке Украины. Первые два доклада членов СПЧ Лизы Глинки и Яны Лантратовой были посвящены проблемам пострадавших при боевых действиях жителей Донбасса, в частности, детей и просто беженцев.
Независимо от того, кто как относится к «Новороссии», Глинка и Лантратова, часто с опасностью для себя, реально помогли сотням или даже тысячам людей, и не выслушать их было бы, безусловно, неправильно. Точно так же важны и проблемы крымских татар или выдворенных из Крыма немцев, которым были посвящены выступления Николая Сванидзе и Елены Масюк.